Манкурты не помнят Победу

Взгляд со школьной парты.

Накануне Дня Победы ветеранская общественность Свердловской области предложила Госдуме принять федеральный закон, согласно которому Ельцин Центр должен быть переформатирован во всероссийский патриотический ветеранский центр "Отчизна". А ранее министр просвещения РФ Сергей Кравцов предложил начать историческое образование сразу с первого класса.

От сказок до хроники

По мнению тех, кто прошел горнило локальных войн, Ельцин Центр, ставший штабом пятой колонны, способствовал сознательному искажению исторических процессов и смыслов, грубой фальсификации истории России.

Внимание к формированию сознания юных россиян сейчас актуально, как никогда раньше. В 2021 году президент России Владимир Путин раскритиковал авторов учебников по истории за отсутствие главы о Сталинградской битве. "С удивлением смотрю, что там написано, как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия?!" – негодовал он, выступая с посланием Федеральному собранию.

Денацификация Украины сдернула маски с тех, кто стремится переписать историю, спустя семь десятилетий с Великой Победы над нацизмом украсть ее у победителей, свергнуть их с пьедестала.

Мы, по сути, сейчас живем в учебнике истории. Человек, который исторически подкован, он защищен. Он передает историческую правду другим. Подростки, молодежь – это целевая группа тех, кто ведет информационную войну. У детей, к сожалению, очень мало прошлого, а именно они будут определять нашу жизнь в стране. У юного поколения должно быть понимание, где они живут, чьими наследниками являются, только в таком случае они станут патриотами, – подчеркивает руководитель Центра гражданско-патриотического воспитания "Каравелла" Лариса Крапивина. – Ошибочно думать, что если ребенок не знает дату Куликовской битвы, – это не страшно. На самом деле – это угроза для государственности".

Сформировать интерес к истории России – это была и есть задача государственной системы образования. Ее реализация зависит от педагогических коллективов школ, от того, как они понимают свой учительский долг.



"У нас в школе действует музей Боевой Славы имени 70-й армии, которая была сформирована в Свердловске из частей внутренних и пограничных войск Урала, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. В нем мы работаем начиная с первоклассников. К нам приходят ребята из других школ Верх-Исетского района. Мы стараемся доносить историю с ранних лет. Однако не везде подобная практика - порой и учитель, и учебное заведение относятся поверхностно к воспитанию учащихся", - отмечает учитель истории МАУ СОШ №63 Виктор Якушев.

В педагогическом сообществе отмечают важность исторического просвещения в 7-8 лет и волнуются за реализацию инициативы.

"Образование – живой организм. Есть дети, которым тяжело дается учебный процесс, и в целом первый класс – адаптационный. Сколько уже говорилось, что задача учителя начальных классов – научить считать и писать. Есть история, а есть сказы и мифы, и не каждый сотрудник разберется с грамотной подачей материала. Надо ставить учителей-предметников на первые классы, но у них и без того высокая нагрузка, – рассказала "Уралинформбюро" представитель профсоюза "Учитель" в Свердловской области Марина Шарова. – С точки зрения психологии, история – это наука, где нужно установить причинно-следственные связи. Следовательно, в первом классе историю как предмет преподавать бессмысленно. Нужно подавать через занятия, посвященные уважению и любви к Родине, через семью, когда, например, дети рисуют родословное дерево и рассказывают, на каком фронте служил их дедушка".

Опора для поколения Z

Депутат Госдумы Василий Пискарев стал одним из инициаторов запрета на просветительскую деятельность западных "доброжелателей" в школах. Увлекшись интеграцией в мировое экономическое сообщество, откуда Россию сейчас вышвыривают, словно безбилетного пассажира, мы проглядели идеологическую агрессию Запада.

"Если мы не будем рассказывать о своей истории, то ребята будут черпать ее из других источников, но насколько они корректны, большой вопрос. Плюрализм мнений, конечно, важен для формирования личности, но должна быть отправная точка. Школа является государственным образовательным учреждением, значит, мы представляем интересы России, иначе мы не должны тут работать. У меня есть знакомые коллеги, которые после 24 февраля (начало СВО. – Прим. ред.), уволились. Их взгляды не совпадали с официальной точкой зрения – и они ушли в репетиторство", – отмечает Виктор Якушев.

Механизмов в управлении умами, к сожалению, много. Если мы говорим о введении исторического просвещения – оно не должно ограничиваться рамками истории родного края. Мы должны объяснять, кто такие враги в информационной войне, в чем особенности нацизма, экстремизма, исламского радикализма", – подчеркивает военный политолог Александр Перенджиев.

Недавно глава свердловского отделения ДОСААФ Владимир Мезенцев предложил вернуть в школы начальную военную подготовку, причем с 1 класса. "Ничего плохого в этом не вижу. Сам когда в школе учился, проходил военную подготовку, нас не только учили маршировать, но и рассказывали, как воевали, чем вооружались. Давайте отнесемся достаточно серьезно к этому предложению, все новое – хорошо забытое старое", – резюмировал полпред президента в УрФО Владимир Якушев.



"Многие сейчас спорят о военной подготовке в школе. Но это же не означает, что государство встало на путь милитаризации. Я полагаю, что в ее рамках должны привить уважение детей к армии, защитникам Отечества. Мне кажется, что эти занятия могли бы перекликаться с историческим просвещением. В старших классах следует объяснять, что такое воинская служба и переходить на практику: с отработкой стрельбы и применением противогазов. Подводить к этому надо спокойно, а не радикально. В качестве наставников могут быть приглашенные сотрудники силовых структур либо военные пенсионеры", – считает Александр Перенджиев.

То, что плохо защищено, как правило, отнимается. Сначала отнимается память, потом территории. Писатель Чингиз Айтматов давно предупредил о манкуртизации общества: "Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом". Конструкторы такого общества проявили себя на Украине, отдав приказ рушить памятники советским солдатам и офицерам, сражавшимся с фашизмом. "Западенцев" учат истории, в которой победу во Второй мировой войне одержали США и Англия. А в ответ у России есть "Бессмертный полк", и дети должны знать, какой дорогой ценой нашей стране досталась Победа в Великой Отечественной войне, которую мы не отдадим никому.

Мирослава СЕВЕРНАЯ

Еще в сюжете: Украина - Донбасс - Россия

Актуальное