Инсулин не дается без боя

Президент в курсе.

Диабет называют тихой пандемией. По данным федерального регистра сахарного диабета, в РФ на диспансерном учете состоит 4,7 миллиона человек. Реальное число больных может быть в два раза больше. В 2020 году смертность россиян с диабетом увеличилась на 22%. Заболевание занимает второе место среди факторов, приводящих к тяжелому течению COVID-19 (27%).

По инициативе Владимира Путина в России появится федеральная программа по борьбе с этим коварным заболеванием, о чем годами просили пациенты.

Непрерывная зависимость

В поручениях президента в сфере эндокринологии акцент сделан на проведение мероприятий, направленных на раннее выявление и лечение сахарного диабета. Также говорится об обеспечении пациентов необходимыми лекарствами, медизделиями и расходными материалами.

Отдельное внимание уделено предоставлению мер поддержки фармацевтической промышленности РФ в целях разработки замкнутых систем непрерывного мониторинга уровня глюкозы (НМГ) в крови и инфузионных помп для доставки инсулина. Этот шаг продиктован переориентацией рынка из-за нестабильности отношений с Западом. И хотя массового отказа зарубежных фармацевтических компаний от РФ не случилось, делать ставку только на их продукцию теперь невозможно.

"Мы находимся в опасной зоне. На моей памяти два раза были перебои обеспечения инсулином в Свердловской области: в 90-е годы и в период, когда министром здравоохранения РФ был Михаил Зурабов [c марта 2004 по сентябрь 2007 года]. Это было страшное время. Бывший спортсмен с диабетом первого типа рассказывал мне, что обошел все аптеки, и не нашел инсулина. Тогда он поставил рядом с собой три трехлитровых банки с водой. Ничего не ел, только пил воду. И так просидел три дня. Слава Богу, что не умер, – рассказала "Уралинформбюро" председатель Свердловского диабетического общества Галина Василевская. – В нынешних условиях люди бегут в аптеки и скупают инсулины. Когда в системе нет стабильности, это – ответная реакция пациентов. С другой стороны, минздрав региона говорит, что все закуплено на 2022 год".


Фото: medsintez.com

Чиновники предупредили, что диабетиков будут переводить с зарубежных препаратов "Новорапид", "Фиасп", "Хумалог" на отечественные аналоги. Это решение встретило шквал недовольства.

"В обеспечении инсулинами в последнее время остро стоит вопрос с принудительной заменой препаратов. Например, пациент приходит в аптеку за препаратом, на котором он живет уже несколько лет, а ему выдают другой, а в следующий раз могут выдать третий, отличный от предыдущего препарат. Смена инсулина – это стресс для организма. У человека может быть непереносимость отдельных компонентов. Зачастую сами врачи не в курсе, как осуществлять перевод пациента с одного препарата на другой, и многие сталкиваются с тем, что им в замене отказывают", – рассказала "Уралинформбюро" общественный деятель по проблемам диабета Нюра Шарикова (cтаж СД первого типа 33 года).

Отечественные фармацевтические предприятия, в свою очередь, демонстрируют готовность к новым вызовам. На уральском заводе "Медсинтез", с конвейера которого выходят различные формы сахароснижающих препаратов, сообщили, что не сбавляют темпов производства и законтрактованности. А петербургский "Герофарм" рассказал об увеличении на 20% производительности на участке по синтезу инсулина.

Неожиданно для всех Болховский завод полупроводниковых приборов анонсировал поставку в регионы первых отечественных помп для непрерывного подкожного введения инсулина.

О своих успехах рапортуют ученые. В Тульском государственном университете разработали биосенсорный датчик для измерения уровня глюкозы. Сотрудники Уральского федерального университета с коллегами из Волгограда создали лекарство для профилактики и лечения осложнений диабета.

Есть определенная доля диабетиков, которые откровенно говорят, что не хотели бы быть в числе первых "подопытных" получателей нового оборудования. "Мне бы не хотелось, чтобы это было закуплено бюджетом и безальтернативно навязывалось. Мне всегда страшно, когда делают какую-то продукцию и торопятся ее внедрить, в любом изделии требуются доработки. Пациенту нужны те приборы или препараты, которые прошли многолетний процесс испытаний, приобрели отзывы", – отмечает Галина Василевская.

По предварительной информации, на реализацию федеральной программы по борьбе с сахарным диабетом из бюджета потребуется 238,8 миллиарда рублей в год. Как писал "Коммерсантъ", больше половины этих средств должны пойти на обеспечение пациентов тест-полосками для определения уровня глюкозы, но в итоге оценка оказалась на 20-60% выше предварительной, и теперь власти ищут возможность сокращения (!) расходов.

Одинаковые беды

Отдельным моментом в перестройке эндокринологической службы России должна стать подготовка кадров. По имеющимся данным, во взрослой эндокринологии не хватает двух тысяч врачей, в детской – 620.

Зачастую профильные специалисты уходят в частные клиники, а в государственных вместо них прием ведут педиатры и терапевты. "В определенном смысле можно сказать, что эта проблема – искусственно созданная. Со слов экс-министра здравоохранения Челябинской области, менее 10% выпускников медакадемий идут в государственную поликлинику", – подчеркивает руководитель АНО Центр защиты пациентов "ДиаЛог" Артур Аксенов.



В стране образовался серьезный дефицит диабетологических центров или диспансеров – они отсутствуют в 34 из 85 регионов. По данным экспертов Минздрава, в ряде регионов нет кабинетов диабетической стопы и ретинопатии. Школы СД работают на регулярной основе только в 43% субъектов РФ. Практически нигде так и не открылись централизованные лаборатории по измерению гликированного гемоглобина.

В результате везде одни и те же проблемы. Люди жалуются, что их не обеспечивают сахароснижающими препаратами, специальными шприцами и иглами к ним, тест-полосками.

"До сих пор не принят регламент по инсулиновым иглам. Если брать усредненное число инъекций компенсированного диабетика, это около 6-7 уколов в день. То есть пациенту в год необходимо порядка 2 400 инсулиновых игл. В реальности мы сталкиваемся с тем, что иглы многим не выдают вообще, кому-то выдают всего одну упаковку [100 штук] на год. Бывает, что пациенты одноразовой иглой делают уколы несколько недель подряд, в результате у них увеличивается риск развития липодистрофий", – указывает Нюра Шарикова.

Как отмечает Артур Аксенов, очень много моментов связано с халатным отношением медиков к своим обязанностям, что является следствием отсутствия серьезной ответственности.

"Был случай, когда врач в одном из районов Челябинской области забыл оформить заявку по 14 детям-диабетикам, они оказались не обеспечены тест-полосками. Или еще пример – в 2019 году через ряд писем наша организация добилась того, чтобы на складах Южного Урала имелись запасы тест-полосок. В итоге представители фармкомпаний мне сигнализировали, что "невостребованные" расходные материалы лежат на складах и сроки их использования критично истекают. Люди на местах их не получали. Когда мы начали выяснять, почему так происходит, то выяснилось, что некоторые сотрудники участковой службы, "экономят" по привычке!" – сообщил эксперт.



Вопрос с обеспечением детей системами НМГ стал самым резонансным за последние годы. Многие субъекты игнорируют массовые просьбы родителей, кивая на федеральный пробел.

"Мы с властями Свердловской области неоднократно обсуждали важность этого вопроса. В 2021 году регион впервые выделил средства на закупку датчиков американской компании. Кроме того, мы разработали модель дистанционного медицинского контроля в управлении сахарным диабетом первого типа у детей, использующих системы НМГ. Это первая в России программа по активному взаимодействию врача и пациента. С помощью специального приложения, которое подключено к датчику на теле ребенка, мы получаем информацию о его состоянии. К 1 мая мы провели около 100 неотложных консультаций, в итоге в 50 случаях удалось предотвратить госпитализацию", – рассказал профессор УГМУ, заведующий областным Центром детской эндокринологии Алексей Кияев.

Эксперты сходятся во мнении, что администраторам здравоохранения необходимо построить прозрачную систему учета лекарственных средств и адресного обеспечения ими пациентов. Иначе бой за инсулин и другие средства, поддерживающие жизнь диабетиков, будет проигран без должного надзора. А еще лучше прокуратуре раз в квартал проводить горячую линию по защите прав инвалидов.

Надежда ГААГ

Фото: mzso.info