Мозговой штурм школы

Куда направят детей?

Владение современными методиками подачи материала становится важным критерием к уровню компетенций преподавателя. И этот тренд уловили как профильные вузы, так и образовательные платформы, продающие за десятки тысяч рублей курсы повышения квалификации.

Стимул к инновациям

Одним из основоположников нейропедагогики является советский психолог Александр Лурия. Длительное время его труды, как и более прогрессивные работы последователей, подвергались критике. С развитием "цифры" в учебной деятельности внимание профессионального сообщества было переключено на технологии, повышающие эффективность образовательного процесса.

"Беда одна, и очень большая. Ни родителям, ни детям не пригодится в жизни то, чему и в каком виде их учат (учили). Мозг как средство экономии энергии просто отбрасывает знания. Заучил – сдал – забыл. Вчера слышал, как 100-балльники ЕГЭ обсуждали "а за русский язык, брат, я тебе скажу". Нейропедагогика – про то, как искать смысл в материале, заданном программой, – рассказал "Уралинформбюро" автор книг по данной теме Андрей Цветков. – Знания, полученные за счет нейропедагогики, позволяют вовремя воспользоваться ими. То есть запоминается не информация, а ее логические связи. Я не помню никаких формул или правил, но знаю, как опознать ситуацию под их использование и где их найти".

Нейропедагогика применяется для обучения широкой целевой аудитории. При этом уникальной чертой данного процесса преподавания является построение индивидуального маршрута компетенций, с которыми человек был бы наиболее конкурентоспособным в современном мире.

"Учебная программа предполагает использование различных практических занятий, реализуемых в виде проектов, а также техники виртуальной реальности, использование тренажеров с биологически обратной связью, высокотехнологичных симуляторов. Может быть предусмотрена геймифицированная среда для принятия как индивидуальных, так и коллективных решений, а также краудсорсинг идей. В результате обеспечивается формирование гибких компетенций (soft skills), так как ведущая деятельность в образовании – игра и учение", – объясняет старший преподаватель института образования и практической психологии ЧелГУ Елена Куба.

Ряд экспертов обращают внимание на то, что сейчас распространение получила нейролингвистика. Многие говорят, что она способна стать тем единым языком, с помощью которого удастся найти взаимопонимание между преподавателем и учеником.

"Находясь в образовательном процессе, а это – общение, человек использует примерно 20% вербальных и 80% невербальных компонентов коммуникации. Нейролингвистика позволяет учителю эффективнее привлекать внимание и доносить больший объем информации", – подчеркивает Куба.

Нет повода для беспокойства?

Некоторые родители выступают против методик с приставкой "нейро", опасаясь, что в итоге у них будут "запрограммированные" дети.

"Ребенок уязвим и пластичен. Не зря же говорят, что мы, учителя, обрезаем крылья учащимся или, наоборот, расправляем. Наше общество сейчас схватилось за эту идею и утверждает, что учителя – палачи. И сложно не согласиться, массовое же обучение, когда всех загоняют под один стандарт. Но в то же время учителя дают "золотую середину", чего родители никогда не смогут самостоятельно сделать. Как бы ни было, необходимо соблюдать границы преподавания, через которые запрещено переступать, это касается и современных методик", – объяснила представитель профсоюза "Учитель" в Свердловской области Марина Шарова.

Собеседница добавила, что дискуссии вокруг нейролингвистики ведутся из-за ее использования в маркетинге: "Таргетированная реклама – это чистое НЛП, где вас цепляют фразы. Создаются боты и аналитические программы, которые считывают информацию о ваших предпочтениях. В результате, даже когда человеку не надо, он купит футболку. И именно поэтому государству необходимо подумать над развитием нейроэтики".

Педагоги подчеркивают, что "включение" ученика в программу через нейротехники позволяет привести его к успешной сдаче ЕГЭ.

"Детей можно обучать эффективно, зная их типы – визуалы, аудиалы, левополушарные и правополушарные. Например, светлым маркером нужно писать на темной доске – для левополушарных, а темным на белой – для правополушарных. Я вижу, как прогрессируют мои ученики, - поделилась опытом Марина Шарова. – Есть у меня 90-балльник по истории. Когда он пришел ко мне в пятом классе, у него была дисгармония левого и правого полушария мозга. У него был отвратительный почерк и невнятная речь. С ним мы занимались различными упражнениями на моторику. Ученицу, которая также изначально имела рассогласованность мышления, я "включала" через игры в картонные конструкторы. В итоге она набрала 96 баллов по ЕГЭ. Если бы я на них не обращала внимания, то вряд ли бы произошли такие подвижки".

До сих пор многие преподаватели считают, что своеобразный кнут и пряник – это самый верный подход в обучении. На самом деле, отмечает Андрей Цветков, это показатель нежелания менять принцип донесения информация. Новые практики в учебном процессе должны перекликаться с кадровой перестройкой.

"Наш ориентир – обновление содержания подготовки педагогов. Происходит активнейшая трансформация ценностей и подходов понимания мироустройства, наш мир хрупкий, нелинейный, часто тревожный. В этой связи РГППУ начал осваивать новые методики – это, прежде всего, lean-agile [гибкие] подходы, которые целесообразно рассматривать как единый многогранный подход к образовательной программе", – отметил и.о. ректора университета Валерий Дубицкий на недавнем форуме глав вузов России и Киргизии.

Эксперты убеждены, что одно лишь виртуозное владение инновационными методиками преподавания не сделает педагога высококлассным специалистом. В первую очередь, он должен любить свое дело, направлять детей, не разделяя их на "умных" и "не очень". Задача педагога – дать ученику знания, которыми он сможет воспользоваться в нужный момент.

Мирослава СЕВЕРНАЯ