Механику спасли от забвения

Вузы заставляют переучиваться.

У российской высшей школы новая дискуссия. Минобрнауки утвердило перечни специальностей и направлений подготовки в вузах, которые вступят в силу в сентябре 2024 года. Профессиональное сообщество опасается, что продолжение тенденции на "централизацию" специальностей приведет к потере качества образования.

Конкурентное время

Работа над перечнями проводилась в рамках поручения президента об организации возможности реализовывать учебный план по схеме "2+2". По задумке авторов, так студенты смогут получать дополнительные квалификации в рамках основных профессиональных образовательных программ.

"Создание новых перечней обусловлено требованиями экономики, которая трансформируется высокими темпами. Современный мир перешел на другой технологический уклад, когда каждый год появляются новые виды деятельности, специальности, рабочие места. Например, стремительно развиваются IT-отрасль, науки о жизни, робототехника и так далее. При этом последний раз действующие перечни специальностей и направлений утверждались почти 10 лет назад и, очевидно, отстали от современных запросов экономики и рынка труда", – заявил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

В результате появились технологичные "новинки" – "Фундаментальная, прикладная и синтетическая биология", "Медицинская микробиология", "Системы искусственного интеллекта", "Техническая кибернетика и информатика", "Социотехнологическое обеспечение национальной безопасности", "Управление специальным информационно-технологическим обеспечением".

Среди укрупненных групп специальностей и направлений оказались "Информатика, вычислительная техника и искусственный интеллект", "Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии".



Ряд представителей "вышки" критически восприняли нововведение. Ректор МГУ Виктор Садовничий назвал перечень неудовлетворительным, так как не увидел в нем механики.

Если вспомнить все наши успехи в космосе, в обороне, то они были связаны с выпускниками отделения механики. Я назову имена: Седов, Ильюшин, Ишлинский, Келдыш. Это фундаментальная наука, связанная с глубокими технологическими процессами, а там ее нет. Нет там и прикладной математики и информатики. Таким образом, уже механико-математический факультет, который стал символом образования в мире, не может им быть, потому что механики нет", – высказался он.

С ним согласен заместитель директора по научной работе Института проблем механики имени А.Ю. Ишлинского РАН, профессор РАН Иван Ермолов.

"Я по основной специальности робототехник и вижу, что и у нас появился некий излишний уклон в сторону информационных компонентов. При этом недостаточно уделяется внимания механическим аспектам – тому, как робот поедет по сложной местности, как будет взаимодействовать со средой. Своим студентам я говорю, что инженер-робототехник должен охватывать все базовые функции, которые реализуются в работе: транспортная, энергетическая, интеллектуальная, коммуникационная, технологическая, информационная. Если мы что-то отбросим, это перестанет быть роботом, – указал эксперт в беседе с "Уралинформбюро". – Некоторые люди воспринимают механику, словно речь идет о чем-то устаревшем. На самом деле механика имеет отношение к широкому спектру современных вопросов: и космический полет, и сверхзвук и то, как функционирует лазер. Если отбрасывать фундаментальные науки, специалисты станут однобокими, неспособными к созданию совершенно новых объектов. Важно понимать, что чем больше человек имеет фундаментальных знаний, в том числе, междисциплинарных, тем выше шанс, что он сгенерирует что-то принципиально новое".



Иван Ермолов рассказал, что и робототехника могла исчезнуть из паспорта специальностей: "Проблема в том, что на решение влияет аспект, связанный с диссертационной защитой. По роботехнике как самостоятельной специальности, насколько я знаю, последняя докторская работа была защищена в 2012 году. Но такая ситуация, как я знаю, есть и по многим другим специальностям. В нашем случае все закончилось в пользу робототехники, так как ученому сообществу удалось доказать, что ее нельзя ликвидировать как самостоятельную специальность".

Архитектура учебной повестки

Как пояснила главный научный сотрудник Института образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина, в существовавшем ранее перечне насчитывалось больше 400 специальностей, и распределять их по вузам было достаточно затруднительно.

"Сегодня активно распространяется междисциплинарность. Науки пересекаются не только по предметам исследования, но и по методам. Таким образом, по мере освоения общих базовых представлений можно углубиться внутри определенной тематики, выбрав более узкое направление. Университеты переходят к тому, что после двух лет обучения студенту предлагается сосредоточиться на более конкретной области, которая, как он считает, будет связана с его дальнейшей профессией. А потом, если не понравилось, перейти на другое направление. В то же время иметь дробные специальности выгодно, когда мы говорим об узкоспециализированных программах, которые ориентированы на то, чтобы дать фундаментальные знания", – резюмировала профессор.

По оценке Абанкиной, вопрос с пересмотром перечня специальностей может иметь серьезные последствия. "Если профессиональное сообщество не согласно с теми или иными перечнями, это вызывает большую озабоченность и настороженность, потому что именно от него зависит реализация этих программ в университетах", – подчеркивает она.

Некоторые эксперты заявили, что "название и перечень специальностей – штука вторичная". По словам сопредседателя профсоюза "Университетская солидарность" Андроника Арутюнова, работодателю меньше всего интересно, как сформулировано название специальности в дипломе.

"Укрупнение специальностей, скорее, плюс, потому что дает диплому более широкую применимость", – подчеркнул собеседник "Уралинформбюро", акцентируя, что вузам следовало бы заняться повышением зарплат преподавателей и закупкой качественного оборудования.

Стоит отметить, что Минобрнауки уделяет внимание развитию новых компетенций в рамках проекта "Атлас новых профессий". На него ориентируются не только университеты, но и школы.

Смотреть исключительно на профстандарты недостаточно, в них сформулированы требования к действующим технологиям и рабочим местам. А если мы говорим о перспективе, то такой Атлас подталкивает образование к постоянному обновлению. Этот навигатор позволяет понять, какие навыки нужны на современном рынке труда и сориентировать абитуриентов на их приобретение. Практически везде востребованы цифровые знания, правовая и финансовая грамотность, поэтому эти направления включаются во все образовательные программы вне зависимости от направленности или специализации. Все это дает возможность, как можно раньше, научиться делать выводы, собирать количественную и качественную информацию, принимать решения и работать в команде", – считает Ирина Абанкина.

Современная образовательная политика становится все более эклектичной. То она развивается по строгим советским канонам, то переходит к гибкому и неоднозначному Болонскому процессу, а затем готова и от него отказаться.

Новые масштабные изменения приведут к тому, что абитуриенты будут поступать не на конкретное направление подготовки или специальность. После освоения обязательной базовой программы им дадут право определиться с будущей профессией. По самым оптимистичным прогнозам, так у вузов России может появиться желанная автономия – в первую очередь, при разработке федерального государственного образовательного стандарта. Сейчас такое право есть лишь у небольшого количества университетов.

Надежда ГААГ

Актуальное