Без импорта как без рук?

А надо подниматься с колен.

Западные санкции рельефно обозначили зависимость России от импорта в тех или иных сферах. Чем выше технологии – тем сильнее зависимость.

В январе Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопросы о развитии производства протезов конечностей – как конечного продукта, так и комплектующих с исходными материалами. Особое внимание к этой проблеме обусловлено растущим количеством инвалидов специальной военной операции. Но способны ли мы прыгнуть выше головы там, где едва ли не все технологии принадлежат Западу?

Государство выделяет миллиарды рублей на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий). Например, в 2020 году – 33 миллиарда рублей.

Российские производители протезов есть. Но, по расчетам BusinesStat, в 2016–2020 годах поставки протезов (всех видов, не только конечностей) из-за рубежа в 5,2–6,2 раза превышали отечественный выпуск.

"Мы очень сильно зависим от импорта. У нас в стране практически не развивалось что-то сложное. Не было и нет до сих пор чехлов для протезов – это обязательное составляющее звено, которое связывает культю с протезом, у нас этого нет от слова совсем. Если не будет импорта, то у нас инвалиды останутся без протезов", – рассказал "Уралинформбюро" представитель центра протезирования "Движение" Павел Борисов.

Производство высококачественных протезов нижних конечностей, по мнению эксперта, не удалось достаточно развить из-за высокой стоимости конечного продукта. 1,5–2 миллиона рублей инвалиду взять негде.

"То, что дает государство, оно дает выборочно. Такие протезы – спортсменам, это единичные случаи. У нас в Удмуртии хороших протезов с электронным приводом всего три, при этом инвалидов порядка 2,5 тысячи человек. Разработка чего-то технологичного требует времени, обкатки, должен быть потребитель, а потребителя с деньгами в стране нет", – отмечает Борисов.

В компании "Моторика" (резидент "Сколково"), которая уже произвела более 5 000 протезов рук для пользователей из 15 стран мира, "Уралинформбюро" сообщили о высокой степени локализации производства, отметив, что западные санкции на них почти не повлияли: "Наши активные тяговые протезы полностью производятся в России, а бионические содержат лишь 5-10% зарубежных комплектующих. В планах ближайших лет полностью локализовать производство".


Нейромодуляционная платформа NEMO Sensitive для очувствления протезов и купирования фантомных болей. Фото: компания "Моторика"

Хотя все же возникли "неожиданные трудности" с микродвигателями для бионических протезов рук. "Но мы оперативно нашли канал поставок на Востоке, замещающий Европу. Новые микродвигатели смогли интегрировать так, что они ничем не уступают западным, а где-то и превосходят их. Электронику стараемся использовать распространенную и доступную на рынке, от основных глобальных производителей", – подчеркнул исполнительный директор компании Руслан Бабинцев.

Практически монополистом в поставках протезов стопы на российский рынок является немецкий протезно-ортопедический концерн Ottobock. Попытку состязания с ним предпринимает еще один резидент "Сколково" компания "Медитроника".

"Наша концепция сильно отличается от немцев. Применяем технологию более антропоморфную, более приближенную к биологическому аналогу; используем технологию искусственного интеллекта, там механизм переката, чтобы увеличить комфорт клиента. Мы изначально считали, что это должно быть не менее качественно, но ощутимо доступнее, поэтому наша задача сейчас только одна – увеличить производство. Зачем платить Германии, грубо говоря, 100 рублей, когда можно заплатить их нам, но купить три протеза на эти деньги?" – отметил в разговоре с "Уралинформбюро" руководитель компании Алексей Собченко.


Протез стопы AC1. Фото: компания "Медитроника"

Протезы "Медитроники" на 100% российские, однако есть зависимость от станков – продукция изготавливается на китайском оборудовании, в том числе на 3D-принтерах.

Создание протезов – наукоемкая и ресурсоемкая история, при этом, как подчеркивает Собченко, не все частные инвесторы могут вложиться "вдолгую", потому что это консервативная отрасль, в которой новинками интересуются, но интегрируют их с трудом.

"Нам нужны ресурсы, чтобы делать не тяп-ляп. Мы можем у Сколково денег попросить, и у фонда Бортника (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. – Прим. ред.). Но на этом все, мы больше не знаем, где просить станки, ресурсы, какое-то финансирование. Приходится выкручиваться самим", – отмечает руководитель "Медитроники".

Зарубежные станки, импортные компоненты, отсутствие взаимодействия с государственными органами – все это, конечно, не только про производство протезов в России. Отечественная промышленность не развивалась в необходимом темпе последние 20 лет. Сделать рывок сейчас за год–два может оказаться из области фантастики. При этом внешние факторы требуют от нас твердо стоять на ногах и закатать рукава.

Артём ПЕТРОВ