"Пофутболили" – и хватит!

Какими будут остановки в Екатеринбурге?

В Екатеринбурге стартовала очередная "остановочная революция" – уже третья по счету с 2017 года, когда мэрия решила взяться за унификацию остановочных комплексов для общественного транспорта. И, как всегда бывает в ходе революционных преобразований, "старый мир" решили разрушить "до основания" – снести с лица земли часть существующих площадок.

Как пояснили "Уралинформбюро" в мэрии, установка киосков, проведенная ранее на одной территории с остановочными комплексами, противоречит областному "Порядку разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов" и Правилам благоустройства территории муниципального образования. По плану, до конца года с карты города исчезнет 318 таких объектов.

"Думаю, что идея замены остановочных киосков и павильонов на просто навесы правильная, особенно для центральных улиц, – говорит урбанист Владимир Злоказов. – Киоски провоцировали стихийную парковку в остановочных карманах. В результате общественный транспорт не мог нормально подъезжать к остановкам. А вот на периферийных улицах, возможно, киоски имеют смысл, так как зачастую это единственный очаг цивилизации на ближайшие несколько сотен метров".


Руины остановочного комплекса на Автомагистральной. Фото предоставлено читателем "Уралинформбюро"

При этом новые остановки на месте снесенных вырастать не спешат. Согласно информации читателей "Уралинформбюро", после демонтажа комплексов с киосками по-прежнему "голо и лысо" на остановках в районе улиц Волгоградской – Амундсена (Юго-Запад), Академической (Втузгородок), Шварца и Ботанической (Ботаника), Космонавтов, 40-летия Октября и Калинина (Уралмаш), Фрезеровщиков на пересечении с Космонавтов (Эльмаш), Крауля – Токарей, ВИЗ-бульвар – Крылова (ВИЗ), Бебеля (Заречный), Пехотинцев и Автомагистральной (Сортировка), Авиационной (район Южного автовокзала), Проезжей (Шарташ).

К оставшимся в живых остановочным навесам у горожан тоже много претензий. В беседе с "Уралинформбюро" одна из читательниц в запале окрестила их "стеклянной фиговиной, которая не защищает ни от ветра, ни от солнца, ни от дождя".

"Материал козырька очень напоминает тот, из которого теплицы делают, срок службы у него в нашем климате – плюс-минус 5 лет, потом весь трещинами идет и очень быстро грязью зарастает", – отметила она.

Согласно порталу госзакупок, только на восстановление разломанных остановочных конструкций мэрия потратила с 2017 года больше 21 миллиона рублей.

"Установка навесов такого типа началась в Екатеринбурге в преддверии чемпионата мира по футболу – 2018, – напомнил представитель дизайнерского сообщества "Дизайн-код" Алексей Быков. – На тот момент они соответствовали минимальным требованиям ГОСТа, но сегодня стали уже неактуальны".

Это понимают и в администрации города. В середине июня был объявлен аукцион со стартовой стоимостью 1 миллион рублей на разработку нового дизайна навесов. А в начале этой недели, выступая перед депутатами гордумы, глава Екатеринбурга Алексей Орлов пообещал до конца года заменить около 300 остановок общественного транспорта. Позже стало известно об аукционе со стартовой стоимостью больше 150 миллионов рублей на закупку и установку 130 комплексов на самых напряженных участках улично-дорожной сети.

Речь идет о новой модели навесов, длиной порядка 4 метров, с возможностью объединения нескольких конструкций в одну, оснащенных камерами видеонаблюдения и электронным табло, отражающим движение транспорта в режиме реального времени. Стоимость одного такого навеса – больше 2,1 миллиона рублей. Источники финансирования – городской Центр организации движения, районные администрации, рекламные агентства, размещающие свою продукцию на остановках, и, возможно, застройщики, если с ними удастся договориться.


Модель остановочного комплекса, разработанная сообществом "Дизайн-код". Фото: Алсу Султанова, екатеринбург.рф

Судя по размещенному на сайте мэрии рендеру, речь идет об остановках, разработанных сообществом "Дизайн-код" еще в 2023 году. По словам Алексея Быкова, монтаж таких площадок в Екатеринбурге начался в апреле прошлого года.

"Переделка растянется на несколько лет, это постепенный процесс, реализуется по мере поступления финансов", – пояснил он в беседе с корреспондентом агентства.

О каких адресах идет речь, станет понятно после завершения конкурсных процедур, сообщил "Уралинформбюро" директор городского департамента транспорта Игорь Ощепков.

Впрочем, далеко не во всех районах Екатеринбурга целесообразно размещать большие навесы, считает завкафедрой городского строительства УрФУ Лариса Банникова.

"Размер остановочного комплекса на том или ином участке должен зависеть от пассажиропотока, а также размера посадочной площадки и тротуара. Но на центральных улицах нужен унифицированный подход к дизайну городской среды. И в любом случае остановочный комплекс должен иметь "ударопрочное" стекло и информационное табло", – отмечает собеседница агентства.


Такие остановочные павильоны начали устанавливать в Челябинске несколько лет назад. Фото: сайт администрации Челябинска

Успешный опыт замены остановочных навесов сегодня наработан во многих городах-миллионниках, в том числе в соседнем Челябинске. И надо сказать, их дизайн выглядит куда эстетичнее, функционал шире, а конструктив – более "неубиваемый".

Так, остановка "Алое Поле" оборудована просторным и удобным "накопителем" с длинной широкой скамьей, с трех сторон защищенной толстыми стеклами, а сверху – массивным широким козырьком. С левой стороны павильона – огромное информационное табло с данными не только о транспортных, но и о пешеходных маршрутах города. Такие же красавцы стоят на остановках "Улица Академика Макеева", "Ледовая арена "Трактор", "Пионерская", "Парк культуры и отдыха имени Гагарина".

Концепцию разработали в 2019 году, а перед запуском в "серию" обсудили ее с горожанами. В 2022 году в Челябинске установили 125 новых остановочных павильонов, в 2023-м – еще 120. Согласно данным портала госзакупок, установка пяти павильонов такого типа обходилась бюджету города в 2022 году всего в 1,3 миллиона рублей. Правда, уже через два года прайс вырос до 24 миллионов рублей за восемь павильонов.

"Они что, из золота, или их отлили в граните?" – иронизируют челябинцы в соцсетях.


Разбитая вандалами остановка в микрорайоне Мичуринском: проще снести, чем починить?

Ответ лежит на поверхности: дорогие остановки – только для гостевых маршрутов, на окраинах по-прежнему стоит "старье". Такой же сценарий ожидает в ближайшее время и Екатеринбург. Даже если городские власти оперативно найдут подрядчика, партии в 130 новых остановочных комплексов явно не хватит на весь город: в нем, только по официальным данным, 621 остановка общественного транспорта, а "Яндекс.Карты" и вовсе выдают 2118 таких локаций. Закупить на все площадки навесы от "Дизайн-кода" – значит с большой долей вероятности надорвать городской бюджет. Так что на окраинах остановки "экономкласса" задержатся надолго.

Евгений СУСОРОВ