Не магнитит Средний Урал
Малым городам области грозит угасание.
Если где-то прибыло, то откуда-то убыло. Мегаполисы продолжают выкачивать кровь из российской глубинки. Вымирание малых городов и сельских поселений теперь хотят остановить созданием опорных населенных пунктов. Это словно последний край обороны – дальше отступать некуда. Но, сдается, нет понимания, как превратить уездный город в региональную точку роста.
"Опорники" предусмотрены "Стратегией пространственного развития РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года". Если официально, это такие населенные пункты, развитие которых должно способствовать "достижению национальных целей и обеспечению национальной безопасности, в том числе за счет обеспечения доступности образования, медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализации иных потребностей для жителей прилегающей территории".
В федеральном перечне опорных пунктов 2160 локаций, в том числе 29 свердловских и около 40 челябинских. По словам директора департамента комплексного развития территорий Минстроя РФ Марии Синичич, в ближайшие пять лет в развитие ОП будет вложено около 5,6 триллиона рублей. Это средства на строительство жилья, создание коммунальной и социальной инфраструктуры, развитие транспорта. По мнению председателя комитета Госдумы по региональной политике Алексея Диденко, в первую очередь необходимо таким образом модернизировать районные центры, где уже есть необходимая инфраструктурная база. Также наиболее вероятными претендентами на статус могут стать исторические поселения.
.jpg)
В список опорных населенных пунктов могут включить не только райцентры, но и исторические поселения
Как пояснил "Уралинформбюро" кандидат экономических наук, сотрудник Института экономики УрО РАН Сергей Красных, ОП – это компактный функционально насыщенный центр с устойчивым набором социальных и культурных услуг, комфортной и безопасной городской средой, развитой системой образования и здравоохранения, современной коммунальной и цифровой инфраструктурой, устойчивой транспортной связью с региональной столицей и соседними муниципалитетами, а самое главное – диверсифицированной экономикой, не зависящей от одного, пусть даже мощного предприятия.
"Поэтому важно обновление коммунального хозяйства: инженерных, тепловых сетей, водоснабжения, энергообеспечения, поскольку изношенность коммунальной инфраструктуры является одной из ключевых проблем, – отмечает Красных. – Необходимо создание условий для развития экономической базы: формирование индустриальных и производственных площадок, стимулирование малого и среднего предпринимательства, поддержка новых отраслей, в том числе технологически связанных с существующей промышленностью и ориентированных на переработку местного сырья".
"Из Москвы всё видится своеобразно, возможно, даже в розовом цвете, – отметил в беседе с "Уралинформбюро" директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, политолог Анатолий Гагарин. – Мы недавно с Экспертным клубом Свердловской области объездили десять наших муниципалитетов и убедились в том, что у каждого своя специфика и свой комплекс проблем. Одни специализируются на производстве агропродукции, другие связаны с крупными заводами. Далеко не все из них умирающие: например, в Краснотурьинск люди возвращаются работать после получения высшего образования, а городские власти активно думают, как дать им социальные гарантии для комфортной жизни. Чтобы удержать людей в таких городах, мало платить хорошие деньги, нужно создать привлекательную среду и возможности для полноценного развития, получения образования, повышения квалификации. Это минимальный пакет бонусов, который должен быть в каждом малом городе".
.jpg)
Набережная огней в Верхнем Тагиле построена за счет средств федерального проекта "Формирование комфортной городской среды"
Комфортная среда в райцентрах и малых городах в последние годы формируется в основном за счет федеральных грантов, полученных по итогам рейтинговых голосований за благоустройство общественных территорий. В 2025 году в Каменске-Уральском открылась Аллея Славы с площадкой для торжественных церемоний и культурно-массовых мероприятий, в Сухом Логу – детский автогородок и ледовый корт, в поселке Малышева (неофициальная изумрудная столица России) – скейт-парк с тренажерами, зрительскими трибунами и зонами отдыха, в Верхней Салде – парк имени Владислава Тетюхина с детскими и спортивными площадками, сценой и медиаэкраном, световыми арками, фонтаном и квадросферой.
Во многих городах, претендующих на звание "опорника", пытаются сделать ставку на привлечение туристов. Для этого населенный пункт должен иметь хорошие дороги, гостиницы, кафе, а также уникальный, не имеющий аналогов магнит, считает Анатолий Гагарин.
По словам Сергея Красных, в Свердловской области этому сегодня соответствуют Екатеринбург и Нижний Тагил. На низком старте муниципалитеты с промышленной специализацией, обеспечивающей стабильный приток трудовых ресурсов с периферии, в их числе Первоуральск, Каменск-Уральский, Серов и Краснотурьинск. А что ждет оставшиеся вне списка Ачит, Белоярский, Верхотурье, Невьянск, Нижние Серги?
.jpg)
С такими дорогами в "опорники" сложно пробиться
"Вероятным сценарием является постепенная концентрация управленческих, социальных и экономических функций в опорных центрах, что приведет к административному укрупнению и перераспределению ресурсов, – предполагает Сергей Красных. – Часть небольших поселений станет периферийными территориями, ориентированными на получение услуг и трудовую мобильность через ближайшие опорные пункты. В наиболее уязвимых населенных пунктах, где отсутствует экономическая база и наблюдается устойчивый демографический спад, с большой вероятностью упадет численность населения, возможна даже потеря статуса населенного пункта".
Анатолий Гагарин считает, что они будут находиться в состоянии медленного угасания из-за оттока молодежи. Нужны магниты. Ведь даже у намоленного Верхотурья нет магнита – либо духовная столица Урала слишком далека географически, чтобы примагнитить к себе поток туристов. И падающей башни мало Невьянску, в котором с трудом найдешь место для приличного обеда.
Двенадцатилетнее правление Евгения Куйвашева не дало свердловским муниципалитетам очков в туристическом потенциале. Какой из них может похвалиться изюминкой, привлекающей поток гостей? Пожалуй, только Верхняя Пышма с уникальным для всей России частным автомобильно-военным музеем. Но в силу географии купюры стрижет Екатеринбург. Как это – быть в мегаполисе и не сгонять на несколько часов в музей по соседству?! А покушать и переночевать вернуться в Екатеринбург, который еще и за сбор турналога тем самым отчитается.
Евгений СУСОРОВ
Читайте нас в Telegram.