Цунами для Екатеринбурга

Выдержит ли мегаполис чемпионат мира?

До первенства планеты по футболу, которое примет Россия, осталось 5 лет. А в Екатеринбурге, с его амбициями на четвертьфинальный этап мундиаля, до сих пор нет проекта реконструкции Центрального стадиона, который значился в заявке страны-организатора чемпионата. Де-факто стадион, построенный в 1957 году, есть. Его даже реконструировали, но закончившаяся в 2011 году модернизация не отвечает требованиям ФИФА.

Проектировщики высказывают опасения, что Екатеринбург не успеет с современной ареной к 2018 году. Чиновники утверждают: "Все будет хорошо". А ведь кроме стадиона мегаполису за 5 оставшихся лет еще предстоит решить вагон проблем и вывезти на себе маленькую тележку трудностей. Строительство дорог, развитие метро, создание тренировочных баз, возведение гостиниц и многое другое. На все про все Екатеринбургу потребуется 161 миллиард рублей. В середине июня будет принята программа подготовки России к проведению мундиаля с соответствующим финансированием. И тогда станет окончательно ясно – что и когда нужно построить.

В преддверии дележа бюджетного "пирога" на екатеринбургском бизнес-форуме "Будущее города" был представлен эскизный вариант перестройки Центрального стадиона, предлагаемый ABD Architects. Как сообщил "Уралинформбюро" президент компании Борис Левянт, количество зрительских мест на стадионе будет увеличено до 45 тысяч (после мундиаля 12 тысяч кресел уберут). Нынешние легкоатлетические дорожки будут демонтированы, сильно изменится наклон трибун, поле опустят на 6 метров.

"По факту это почти полный снос нынешнего стадиона, за исключением двух стен, являющихся предметом охраны культурного наследия. Их предлагается задвинуть внутрь: внешний контур стадиона будет сделан из стальных конструкций, а стены станут элементами интерьера", - отметил он.

Проект должен быть готов к октябрю текущего года, но сначала вариант переделки стадиона нужно утвердить на градостроительном совете при губернаторе Свердловской области. Заседание было намечено на 26 мая, но его перенесли на первую половину июня. Градсовет ожидается жарким.

"Я считаю, что правильнее построить абсолютно новую арену на подходящем участке. Сейчас в нашем распоряжении 10 гектаров земли, из них лишь 3 занимает Центральный стадион. А по требованиям ФИФА должно быть минимум 23,5 гектара. Мы вынуждены лезть под землю, это ведет к удорожанию проекта", - подчеркивает Б.Левянт.

Предыдущее освоение территории вокруг Центрального стадиона естественно велось без задумки о перспективах мирового уровня. И, непонятно каким образом, без оглядки на санитарные нормы и правила. Они предписывают, что между жилой застройкой и стадионом должно быть не менее 200 метров. "У нас менее 50 метров! Это будет серьезной проблемой. Как ее решать, я пока не знаю. Мы можем, например, построить между ареной и домом стеклянную стену. Но жителям, полагаю, и без того несладко, а мы еще стену возведем", - разводит руками Борис Левянт.

А вот министра физкультуры, спорта и молодежной политики Свердловской области Леонида Рапопорта в нынешней дислокации стадиона ничего не пугает. Он против строительства нового. Чиновник уверен, что Екатеринбургу две арены не нужны, поскольку загрузить их не удастся и тогда одна станет "дырой" в бюджете.

Решение проблемы с площадью, на первый взгляд, в выселении прилегающих к стадиону СИЗО, исправительной колонии, НИИ Охраны материнства и младенчества. Если с последним все решено (ОММ переедет в Академический район Екатеринбурга), то с изолятором и колонией - загвоздка, хотя Л.Рапопорт уверенно заявил, что СИЗО обречен на перенос. Более того, переезд всех трех объектов внесен в проект инфраструктурной программы.

Однако не все так просто. "Все в голос твердят, что СИЗО и ИК будут точно перенесены - волноваться не стоит. Но когда это произойдет? Мы потеряем уйму времени и рискуем вообще не успеть построить стадион", - сообщил директор архитектурной фирмы "Алкута" (работает вместе с ABD Architects) Алексей Куковякин.

По его словам, должен быть трезвый грамотный подход, а не попытки выдавать желаемое за действительное. "Новый стадион построить быстрее, чем реконструировать имеющийся, и проблем меньше, если участок найти подходящий. Скажу больше, если направить деньги, запланированные на разбор существующей арены, на новый стадион, можно возвести отличный вариант", - отметил А.Куковякин. Как сообщалось ранее, на реконструкцию Центрального стадиона уйдет 11 миллиардов рублей.

На месте выселенных СИЗО и ИК на время турнира нужно будет разместить парковку. Если они останутся, стоянки не будет. 250 автобусов, которые будут привозить болельщиков на матчи, придется парковать на центральных магистралях мегаполиса. "Вы не сможете ни проехать, ни пройти с утра и до поздней ночи, - спрогнозировал директор "Алкуты" и призвал власти шевелиться активнее. - Время сейчас работает против нас. Вся беда в том, что мы долго запрягаем, да и ехать куда, до сих пор не знаем".

Вероятность того, что ареной чемпионата будет Центральный стадион, а СИЗО и ИК переселят в пригородный поселок Шабровский, велика. Однако произойдет это не скоро, а потому строительные работы будут вестись в авральном режиме.

Важную проблему Центрального обозначил полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области Андрей Бриль. По его словам, проектировать и впоследствии строить технологический объект без управляющей компании – преступление. Срочно нужно найти опытного оператора, который будет уже сейчас прорабатывать концепцию жизни стадиона во время ЧМ и после него.

"Строить только для того, чтобы построить – странная позиция. Проектировщики сделают работу и уйдут, строители возведут здание и уйдут. Им все равно, что будет со стадионом потом. И что вы тогда будете делать?" - недоумевает руководитель отдела консалтинга донецкой "Донбасс Арены" (принимала Евро-2012 и входит в десятку лучших стадионов современности) Андрей Санин.

Он назвал представленный эскиз перестройки Центрального стадиона полуфабрикатом и посоветовал уральцам подумать на перспективу. Санин уверен, что не надо демонтировать 12 тысяч мест, а сэкономленные на этом деньги лучше направить на футбольный маркетинг. При этом нужно сделать так, чтобы стадион работал 365 дней в году. "Только тогда можно обеспечить прибыль, только тогда он перестанет быть "черной дырой" в бюджете", - заявил эксперт. Европейский опыт подсказывает, что две третьи заработка стадион может получать за работу по профилю, остальное - заработки на аренде. Почему бы в нематчевые дни не получать доход от проведения концертов, корпоративов, опен-эйров, спортивных шоу и даже свадеб и дней рождения? Другое дело, что зима на Урале длится полгода – в успех корпоративов на льду слабо верится.

Стадион стадионом, но до него еще надо доехать. Ранее сообщалось, что на развитие транспортной инфраструктуры мегаполиса в рамках подготовки к мундиалю потратят 123 миллиарда рублей. Но Екатеринбург не попал в проект федеральной программы по разделам "Улично-дорожная сеть" и "Инфраструктура городского пассажирского и железнодорожного транспорта" (новые станции метро). Тем не менее городские власти рассчитывают к мундиалю реконструировать 16 дорожных объектов. В том числе развязки Токарей - Татищева, Московская - Щорса, Токарей - Крауля, Объездная - Амундсена, транспортные узлы Ленина - Московская, Малышева - Московская, Малышева - Репина, а также улицы Татищева, Пирогова и Мельникова на определенных участках. Кроме того в планах мэрии - строительство первой очереди второй линии метро (4 станции).

"Екатеринбург рассматривается не только в плане чемпионата мира, но и в плане ЭКСПО-2020. В ноябре этого года решится, кто примет выставку. Если уральская столица проиграет, риски по реконструкции 16 обозначенных объектов сильно возрастут. Если мы выиграем, не исключено, что инфраструктурную программу могут пересмотреть", - заявил представитель городской администрации. А Леонид Рапопорт напомнил еще и о программе "Столица" объемом 20 миллиардов рублей, в которой заложены внушительные средства на ремонт дорожной сети Екатеринбурга.

По словам бывшего главного архитектора Барселоны, одного из мировых грандов градостроительства Хосе Асебильо, транспортная инфраструктура Екатеринбурга развивается недостаточными темпами и на данный момент является одной из главных проблем города. "Развитие транспортной инфраструктуры - это вопрос, который требует первоочередного внимания. Меры, которые вы принимаете в этом направлении, кажутся мне недостаточными. В первую очередь, вы должны сформировать для себя новую матрицу развития города. Определить, какое количество людей будет передвигаться на личном транспорте, а сколько на общественном. Нужно увеличить процент горожан, которые отдадут предпочтение общественному транспорту. Но трамваи на данный момент устарели. Метро - это очень хорошо и удобно, но у вас возможны осложнения со строительством тоннелей из-за геологического строения почв", - заявил он.

Как можно скорее заняться апгрейдом транспортной инфраструктуры призвал власти и генеральный директор НП "УС "Атомстройкомплекс" Валерий Ананьев. Пробки в Екатеринбурге растут на глазах, а при возрастающей популярности города станут угрожающими. "Атомстройкомплексу" поручено провести аукцион на создание концепции транспортной схемы. С этим проблем нет. Но нужны федеральные средства - десятки миллиардов рублей на строительство дорог. Без реальной реконструкции транспортных артерий в Екатеринбурге нельзя будет проводить чемпионат мира, город просто-напросто задохнется", - отметил В.Ананьев.

А как же парковки, которых днем с огнем не найти? Хосе Асебильо заявил, что парковки - большая головная боль Москвы, и скоро она доберется до Екатеринбурга: "Ко времени проведения ЧМ моторизация города увеличится на 100%. Парковок должно быть достаточно, но они не должны быть бременем для бюджета. Вам нужно изменить модель мобильности города. Не нужно совершенствовать существующую модель, нужно разработать абсолютно новую".

Испанец оценил и екатеринбургский аэропорт Кольцово. По его мнению, авиаузел хороший, но его пропускная способность не очень высока. "Вам будет очень трудно организовать трансконтинентальные потоки, если у вас пассажирооборот меньше 20 миллионов человек в год. Увеличение критической массы пассажиропотока можно разгрузить за счет строительства скоростной железной дороги", - заметил эксперт. Однако, судя по всему, к 2018 году высокоскоростную магистраль протянут только от Москвы до Казани.

"Чемпионат мира по футболу - это цунами, - резюмировал дискуссию региональный лидер строительных решений компании "Дюпон" Джей Макдональд. - Мне кажется, вы пока не представляете, что вас ждет, какое внимание будет приковано к вашему региону. Мундиаль уже притягивает взгляды международных компаний. Это мощный стимул для инноваций".

Итак, главное - чтобы градостроительные новинки Екатеринбурга были своевременными, финансово подкрепленными и органично вписались в мегаполис. А не стали поводом вспомнить черномырдинское "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Анна ХОРЬКОВА

Еще в сюжете: Мундиаль-2018