МОТИВ. Пятнадцатилетний разговор

В России первый звонок в сети сотовой связи был зарегистрирован в 1991 году.

Спустя двадцать лет едва ли найдется россиянин, ни разу не державший в руках мобильный телефон. Уровень обеспеченности сотовой связью жителей Свердловской области давно превысил 100%. Во многом это заслуга оператора МОТИВ, начавшего свою работу на Среднем Урале 15 лет назад. О том, как компания мобилизовывала свердловчан, в интервью "Уралинформбюро" рассказала директор по маркетингу ТГ МОТИВ Екатерина Хворостова-Седова.

- Екатерина, МОТИВ заявил о себе в 1996 году. Какими были первые шаги компании? 

- В те времена и речи не шло о большинстве телекоммуникационных услуг, которые сейчас оказывает МОТИВ. 15 лет назад все начиналось на голом энтузиазме, с единственной базовой станции на телебашне в центре Екатеринбурга. Десять сотрудников компании занимали один кабинет. Основоположники МОТИВа поставили задачу - грамотно построить сеть, позволяющую свободно общаться по сотовому во всем городе. При этом успешных примеров у них перед глазами не было.

- Известно, что основатели МОТИВа - офицеры войск связи, "настоящие полковники"

- То, что во главе МОТИВа встали бывшие военные, принесло молодой компании серьезное конкурентное преимущество. Техника связи в Советской Армии была более продвинутой, чем "на гражданке", поэтому и специалисты там были гораздо компетентнее. Да и офицерская выправка, привычка верно следовать приказу и отдавать все силы поставленной задаче сыграли свою роль: за несколько лет компании удалось завоевать популярность среди абонентов и стать "своим" оператором для всей Свердловской области. В память об истории зарождения МОТИВа и в знак признательности всем, кто имеет отношение к войскам связи, у входа в Центральный офис компании в Екатеринбурге установлена скульптура Воина-связиста.

- Сразу за МОТИВом в Свердловской области начали работу федеральные операторы сотовой связи. Насколько тяжело было выдержать конкуренцию?

- Мы не гнались за амбициями, а сосредоточились на том, чтобы сделать сотовую связь доступной для каждого жителя Свердловской области. В 90-е годы общаться по сотовому телефону могли только очень обеспеченные люди: знаменитая модель Motorola StarTac стоила около 6 тысяч долларов, а за подключение к сети российских операторов нужно было заплатить еще 4-7 тысяч долларов.

Свердловчанам мы предложили экономные тарифы, систему расчетов картами экспресс-оплаты. К удобствам мобильной связи теперь можно было приобщиться за 4 тысячи рублей без абонентской платы. А в 2002 году мы буквально обрушили цены, запустив новый тариф - всего 9 центов за минуту без абонентской платы! Так начался "великий уральский сотовый бум" - меньше чем за год клиентская база МОТИВа удвоилась.

В 2003 году МОТИВ ввел "Моби GSM" - комплект "экспресс-приготовления", позволявший абонентам самостоятельно подключиться к нашей сети. Сейчас, может быть, сложно понять значение и оригинальность этого хода, ведь точки подключения стоят на каждом шагу, а в те времена нужно было ехать в офис оператора связи. Затем мы отменили плату за входящие звонки - значительно раньше конкурентов. Кроме того, мы первыми стали оказывать услуги связи в Свердловской области за пределами Екатеринбурга, и во многих населенных пунктах региона МОТИВ до сих пор является единственным сотовым оператором. Все это помогло нам завоевать самое главное - признание и доверие свердловчан.

-  За время работы МОТИВа наверняка не обошлось и без ошибок?

- Конечно, ошибки были, но, судя по тому что к своему 15-летию мы подошли на лидерских позициях, их удавалось вовремя исправлять. В работе нам всегда помогали абоненты. Например, перед тем как ввести в эксплуатацию сеть GSM в 2004 году, мы первыми в России провели "народное тестирование". Жители Екатеринбурга и Нижнего Тагила несколько недель звонили и принимали звонки, отправляли SMS, пользовались другими сетевыми сервисами без ограничений и совершенно бесплатно. Естественно, нагрузка на сеть была очень большая, некоторые абоненты ежедневно выговаривали по нескольку часов. Зато так мы смогли подкорректировать все недочеты и убедились в качестве связи. На первом месте среди принципов работы МОТИВа - честность по отношению к клиентам.

- Сейчас операторы связи признаются, что абоненты стали меньше разговаривать, уровень голосовой активности снижается при росте объема мобильного интернета. Значит ли это, что настанет момент, когда сотовая связь, подобно пейджерам в начале 2000-х, перестанет быть актуальной и люди полностью погрузятся в социальные сети, ICQ и другие сервисы?

- Вряд ли. Тем более что в наших сетях эта тенденция не наблюдается. Абоненты МОТИВа продолжают активно общаться по сотовому телефону, ведь мы предлагаем им максимально низкие цены - можно не ограничивать себя во времени. Среднестатистический абонент МОТИВа говорит по сотовому 500 минут в месяц - в два раза больше, чем абоненты других операторов. Но при сохранении голосовой активности наши клиенты все чаще прибегают к возможностям мобильного интернета HiG от МОТИВ.

- Екатерина, поделитесь планами Телекоммуникационной группы на юбилейный год - чего ждать абонентам?

- Не буду раскрывать все карты сразу. Скажу только, что мы готовим интересное тарифное предложение, новые услуги, заработает новый сайт МОТИВа. И конечно, всех ждет множество ярких акций, конкурсов и мероприятий в Екатеринбурге и других городах Свердловской области - свой день рождения мы собираемся отпраздновать ярко и масштабно. В общем, будем "идействовать".

- Кстати, об "идействовать". Ваш новый слоган выбивается из общей линейки девизов МОТИВа, он очень необычный…  

- Мы хотим, чтобы наш бренд ассоциировался у абонентов с новыми стремлениями и достижениями. И неологизм "идействуй" - как раз то, что нужно. Он получился из сочетания слов "идея" и "действуй". Мы решили призвать каждого воплощать свои заветные мечты. И в подтверждение провели очередную оранжевую кампанию - осенью запустили на городской пруд Екатеринбурга огромных надувных уток. Так мы хотели показать, что реализовать можно любую, самую смелую идею! А МОТИВ готов помогать в этом, предоставляя качественную и надежную связь для общения, обсуждения, распространения и воплощения идей!

- Давайте напомним, как менялся имидж компании.

- Наша торговая марка вышла на рынок под слоганом "У каждого - свой мотив". В 2003 году мы заявили о доступности нашей связи: "Общайтесь! Это так доступно!". В те времена между сотовым телефоном и богатством стоял знак равенства, и нужно было этот стереотип разрушать. Спустя два года нашими услугами уже могли пользоваться все - от школьников до пенсионеров. И, поскольку ничто не препятствовало общению, обмениваться новостями, дарить друг другу заботу и хорошее настроение стало намного проще. Тогда мы решились на "эмоциональный ребрендинг". Так появились слоганы "Настрой на позитив" и "Создай настроение!". Вообще, МОТИВ одним из первых на рынке телекоммуникаций осознал необходимость в эмоциональной составляющей бренда. Впоследствии такой ребрендинг провели практически все операторы связи. Нам удалось наполнить марку содержанием, образами, чувствами. Неудивительно, что в октябре 2005 года МОТИВ получил золотой приз в категории "Региональный проект" на конкурсе в сфере эффективных маркетинговых коммуникаций "БРЭНД ГОДА/EFFIE".  

- Компания не случайно выбрала такое необычное, музыкальное имя - "МОТИВ"?

- Изначально мы работали под федеральной торговой маркой. Спустя время появилось достаточно сил и возможностей, чтобы решиться на создание самостоятельного бренда. Предстоял трудный "бой" с авторитетными марками федералов. Мы принципиально отказались от названий, передающих отраслевую специфику, - всевозможных "фонов" и "телов". Новый оператор должен был выделяться из общего ряда.  

МОТИВ - это и побуждение к общению и действиям, и ассоциативная связь с приятной мелодией. Команда МОТИВа с самого начала создала яркий живой бренд, доступный всем жителям Свердловской области и УрФО. Ведь среди них - наши соседи, друзья, родные и близкие, и нам важно, чтобы им было с нами комфортно как в практическом, так и в эмоциональном плане.

Актуальное