Сергей Филиппов: "Давайте об "ИННОПРОМе" без пессимизма"

Амбициозные инвестиционные проекты Свердловской области пока не привели к долгожданному "прорыву".

Правительство РФ до сих пор не определило судьбу ВСМ-2 от Москвы до Екатеринбурга, тишина царит и на площадке, где планируется создать Особую экономическую зону "Титановая долина". Но, по словам генерального директора Корпорации развития Среднего Урала Сергея Филиппова, в пессимизм впадать не стоит. В интервью "Уралинформбюро" он рассказал, что КРСУ ведет кропотливую работу по согласованию проектов в правительственных кабинетах. Получение необходимых виз откроет Свердловской области дорогу к новым экономическим возможностям. Разговор, разумеется, начался с события недели – выставки "ИННОПРОМ-2012".

- Сергей Витальевич, в чем  главная цель ежегодного "ИННОПРОМа"?

 - Хочу сразу пояснить, что в проекте строительства "Екатеринбург-EXPO", где размещается "ИННОПРОМ", КРСУ выступает в качестве инвестора. Его реализация еще не завершена, поэтому нам не безразлична судьба центра. В том числе, мы внимательно следим и за его выставочной деятельностью.

Выставки "ИННОПРОМ" направлены главным образом на формирование нового имиджа региона. До недавнего времени Свердловская область воспринималась со стороны исключительно как промышленная территория. Но ведь у нас есть и иные достижения, серьезный потенциал в других сферах, позволяющий развивать практически все отрасли народного хозяйства.

Изменить десятилетиями складывавшееся мнение непросто. Для этого недостаточно рассказывать о регионе по телевидению и в газетах. Здесь необходим прямой контакт с людьми, которые могут приехать на Средний Урал, увидеть его возможности и вместе с тем представить свои идеи и наработки.

Исходя из этого "ИННОПРОМ" родился как площадка для живой коммуникации между региональными властями, местным бизнесом и внешними контрагентами. За небольшое время он получил статус главной промышленной выставки России. Сегодня ей оказывается гораздо большее внимание, чем в первый год проведения, по иному стали относиться к региону "федералы", власти других субъектов РФ, международное сообщество. Свердловская область на слуху, к ней проявляют интерес, она становится более понятной, воспринимается как форпост промышленного развития.

Но главная работа еще впереди. На базе проекта "ИННОПРОМ" логично появилась инициатива о проведении в Екатеринбурге международной выставки "ЭКСПО-2020". Заявочная кампания продолжается. Есть первые важные успехи. Столица Урала больше не воспринимается за рубежом как рядовой российский город. Это город, способный стать на выставочные полгода столицей мира.

- Часто приходится слышать мнение, что "ИННОПРОМ" сам по себе бесполезное мероприятие, которое не оказывает влияния на развитие экономики региона. Судя по всему, Вы с такой позицией не согласитесь?

 - Выставка это всего лишь инструмент, "точка сборки", место для дискуссий, участники которых определяют вектор развития  экономики. Реальная работа по привлечению инвестиций, повышению налогооблагаемой базы проводится вне ее стен. Это планомерная совместная деятельность бизнеса, власти, инвесторов, финансовых учреждений в промежутках между "ИННОПРОМами".

Соглашения подписываются не для выставки и не из-за нее. Они готовятся заранее, чтобы обрести силу в присутствии управленцев, специалистов, представителей региональной и федеральной прессы. Но гораздо важнее даже не сами документы, а то, реализованы ли впоследствии отраженные в них намерения.

Как только закончится нынешняя выставка, стартует программа по подготовке к "ИННОПРОМ-2013". За предстоящий год нужно детально пообщаться с руководителями всех предприятий, рассказать, почему им нужно участвовать в выставке, что это даст им, почему они должны приехать.

- Но итоги реализации соглашений держатся в тайне. Получается, что участники предыдущих "ИННОПРОМов" "посветились" под прицелом телекамер, подписали бумаги, а кто знает, началась ли реальная работа?

- Структурный анализ должен стать частью проводимой между выставками системной работы. Общественность, в первую очередь деловые круги, должна знать, исполняются ли соглашения или в подписанных бумагах были нарисованы "потемкинские деревни".

- Сейчас такая работа не ведется?

 - Пожалуй, она ведется несистемно. Необходимо менять менталитет исполнителей, отказываться от прежних стереотипов.

- "ИННОПРОМ" - выставка инноваций. Но в предыдущие годы настоящих инноваторов на ней практически не было. Расценки на аренду оказались им не по карману. Что изменится на этот раз?

 - Я слышал претензии со стороны представителей малого бизнеса, что они не могут себе позволить разместить стенд на "ИННОПРОМе". На самом деле это не совсем так. Небольшие фирмы были представлены на выставках в предыдущие годы в рамках инфраструктурного хаба.

Возможно, организаторам стоит подумать над тем, чтобы облегчить предпринимателям доступ к выставочным площадям. Но этим проблему не решить. Я считаю, что для презентации инновационных, прорывных идей необходимо организовать отдельное мероприятие. На них есть особый "покупатель" - венчурный бизнес.

Но и сами "малыши" должны проявлять активность, быть готовыми продвигать свой проект, ясно представлять схему его реализации. К нам часто приходят примерно с такими словами: "у меня есть классная идея, но я не знаю, насколько она экономически эффективна, не знаю, как ее реализовать, у меня нет команды проекта, вы же корпорация, вы и занимайтесь этим проектом". Между тем бОльшую часть этой работы должны проделать авторы идеи.

- В прошлом году "ИННОПРОМ" нельзя было назвать комфортным для участников и посетителей. Страшные деревянные настилы в павильонах, фудкорты с запахом сосисок в непосредственной близости от зоны для подписания договоров…

 - На сегодняшний день "Екатеринбург-EXPO" - незавершенный объект. Недостроена входная группа, нет конгресс-холла. Поэтому пришлось переоборудовать один из павильонов в форумную зону. По мере достройки комплекса многие бытовые проблемы, вроде запаха сосисок, будут решены. Есть что улучшать и с точки зрения организации.

- Выставочный центр неоднократно сравнивали с "черной дырой", в которой бесследно пропадают бюджетные деньги…

 - "ИННОПРОМ" - выставка, которая станет самоокупаемой и коммерчески эффективной. Для этого ей нужно завоевать как можно большую популярность, стать престижной.

Но по некоторым направлениям бюджетные дотации должны сохраниться. Ни перед одним аналогичным мероприятием в стране не стоит задача продвижения какого-либо региона, а "ИННОПРОМ" занимается "продажей" Среднего Урала. Построить стенды Свердловской области, инфраструктурного хаба, организовать форум, не являющийся коммерческим мероприятием, это все требует бюджетного финансирования.

То же самое касается социальных проектов в рамках "ИННОПРОМа". Это, в частности, полюбившийся свердловчанам "Детский день", организация экскурсий для пенсионеров.

- Сергей Витальевич, много вопросов вызывает ход реализации еще одного регионального инвестпроекта - создание особой экономической зоны "Титановая долина". Строительство должно было начаться еще в марте 2012 года. Но площадка, где должны обустраиваться резиденты, до сих пор зарастает бурьяном. Финансирование приостановлено и, когда возобновится, непонятно. Что происходит с проектом?

   - Пессимизм в отношении судьбы "Титановой долины" неуместен. Решение о создании ОЭЗ принято Правительством РФ в декабре 2010 года. С тех пор проделана грандиозная работа. Подготовлена и утверждена проектная документация, проведены переговоры с большим числом потенциальных резидентов, идут согласования на федеральном уровне.

Строительство первого этапа первой очереди началось всего два месяца назад. Сейчас пауза в строительстве связана, прежде всего, с изменениями, которые происходили в последние полгода в правительстве Свердловской области. Кабинет министров претерпел структурные изменения. К руководству регионом пришла новая команда, которой необходимо переосмыслить происходящее, оценить, что уже сделано и какие шаги необходимо предпринять в первую очередь. В региональном бюджете 2012 года под реализацию проекта заложено 300 миллионов рублей, но они пока не перечислены.

- "Титановая долина" позиционировалась как федеральный проект. Подключится ли к его финансированию госказана, либо это бремя ляжет только на плечи региона?

 - Сама концепция особых экономических зон подразумевает софинансирование со стороны Федерации и регионов. Соотношение везде разное: в одних случаях доля российских властей составляет 90%, в других – 10%. Есть варианты 50 на 50. Поэтому перспективы проекта и скорость его реализации напрямую зависят от отношения к нему со стороны федеральных властей. Финансового решения по "Титановой долине" Правительством РФ пока не принято.

В августе-сентябре этого года мы планируем провести большую работу с федеральными органами власти по включению затрат на проект в бюджет РФ. Ожидается, что основной объем строительства придется на 2013 год.

- Кстати, ранее в СМИ появлялась информация о выходе КРСУ из состава учредителей Управляющей компании "Титановая долина". Насколько она соответствует действительности?

 - Корпорация не выходила из проекта. Но некоторые изменения в его структуре произошли. Минрегионразвития РФ определил новые требования к ОЭЗ, претендующим на федеральное софинансирование. Отныне регионы должны напрямую участвовать в подобных проектах в качестве собственника, акционера либо через управляющую компанию.

ОАО "ОЭЗ "Титановая долина" на сегодняшний момент 100% "дочка" корпорации. В ближайшее время правительство Свердловской области выкупит две трети ее акций. Остальное останется за КРСУ. Корпорация останется собственником Управляющей компании с нынешним вкладом в уставный капитал и продолжит участие в реализации проекта.

- Насколько активно интересуются этим проектом потенциальные резиденты? Вызывает ли у них энтузиазм вид чистого поля на месте ОЭЗ?

 - Давайте без иронии. Интерес к проекту большой. В настоящее время ведутся активные переговоры с семью потенциальными резидентами. Их документы находятся на разных стадиях рассмотрения. Некоторые проекты проходят согласование в Минэкономразвития РФ.

Конечно, сложно убеждать людей на стадии, когда в ОЭЗ еще не готова инфраструктура. Поэтому сейчас очень важно продолжить строительство.

- Весной этого года Дума Верхней Салды выступила с резкой критикой по поводу реализации проекта. Депутатов и руководителей горадминистрации, в частности, не устраивало, что "Титановая долина" собирается "сесть" на городские сети, увеличив на них нагрузку. Решена ли данная проблема?

- Этот сыр-бор разгорелся из-за недопонимания. Концепция проекта предусматривает, что область и Федерация будут финансировать создание инфраструктуры ОЭЗ.

Из регионального бюджета будет выделено 300 миллионов рублей на подготовительные работы, предусматривающие временное подключение площадки к городским сетям. В частности, это сделано для обеспечения потребностей первого резидента – "Синерсиса".

В дальнейшем, согласно проекту, будут проложены самостоятельные инженерные сети, которые не просто исключат нагрузку на городскую инфраструктуру, но и предоставят муниципалитету возможность подключения новых потребителей.

- Когда власти Свердловской области выделят средства на проведение этих работ?

 - Скорее всего, во второй половине августа 2012 года. Затем будем ждать федерального финансирования.

- Не меньшие споры вызывает проект строительства высокоскоростной магистрали Москва - Екатеринбург (ВСМ-2). В 2011 году на проведение необходимых для начала его реализации предпроектных работ было выделено 200 миллионов рублей. Но решение о судьбе трассы пока не принято. Многие задают вопрос, на что именно были потрачены деньги?

 - Это правильный вопрос. Он и должен задаваться депутатами, правительством. Деньги направлены на разработку экономического обоснования проекта. В действительности подготовка полноценного ТЭО, включающего геодезические исследования, окончательный выбор трасс, оценку пассажиропотока, расходов, стоит более 1 миллиарда рублей.

На выполнение данных работ проведены конкурсы, в которых приняли участие предприятия из многих регионов России. Их проведение контролировалось правительством области. Поэтому заявления, что деньги куда-то ушли, что корпорация их куда-то "бухнула", совершенно не обоснованы.

- Когда технико-экономическое обоснование будет готово и подписано?

- Документ находится на согласовании в Минтрансе РФ. Во второй половине июля 2012 года Президенту РФ Владимиру Путину будет представлен доклад об организации высокоскоростного движения в России.

- Какова вероятность, что руководство страны даст зеленый свет ВСМ-2? Ведь в необходимости магистрали сомневаются даже представители РЖД.

- Если бы подготовительная работа не проводилась, то вероятность была бы нулевой. Решение Правительства РФ будет, прежде всего, предопределено качеством подготовки концепции и ТЭО. В случае одобрения, строительство ВСМ станет крупнейшим инфраструктурным проектом в России.

РЖД на сегодняшний день лишь относительный участник проекта. Эта компания не финансирует его реализацию и будет выступать в роли оператора или координатора.

Ведутся переговоры и с руководителями регионов, по территории которых будет пролегать ВСМ-2. Если Федерация одобрит начало строительства, то они мгновенно подключатся. Мы ожидаем, что субъекты РФ компенсируют нам затраты, понесенные на подготовку ТЭО.

- Из каких источников будет финансироваться строительство ВСМ-2? Будет ли вкладываться в реализацию проекта Свердловская область?

 - Это в основном будут федеральные деньги. Область не будет тратить свои средства. Частные инвесторы вложатся в создание экономически целесообразной инфраструктуры. В любом случае предприятия нашего региона получат новые заказы и новые рабочие места, что окажет серьезное влияние на экономику.

- По мнению ряда депутатов Законодательного собрания области, КРСУ не обеспечивает отдачу от инвестируемых через нее бюджетных средств и не оправдывает расходы на собственное содержание. Как Вы относитесь к таким упрекам?

 - Да, многие спрашивают – бюджет вложил деньги, где результат? Но на эту проблему необходимо взглянуть шире. Корпорация работает без малого 2 года, курируя при этом реализацию проектов со сроком окупаемости до 10 лет. Поэтому говорить о мегаприбыли пока не приходится.

Сейчас по большинству проектов мы находимся в инвестиционной фазе, а отдача наступит в операционной фазе. Войти в такие проекты, как ВСМ-2, невозможно, не потратив средства на их обоснование, не увидев конечную цель, не поняв, каким путем двигаться к ее достижению.

 

Подготовил Константин ДЖУЛТАЕВ