"Корпорация развития Среднего Урала" стала инвестопорой для губернатора

Ежегодный отчет о ее работе будет ложиться на стол президенту.

Владимир Путин выдал губернаторам управленческие "дневники". Ежегодно в них будут выставляться 11 оценок, свидетельствующих об эффективности работы глав регионов по ключевым направлениям. Одним из важнейших показателей станет рост привлекаемых в субъекты РФ инвестиций. Какие возможности есть для сдачи экзамена на "отлично", рассказал "Уралинформбюро" заместитель генерального директора ОАО "Корпорация развития Среднего Урала" Марат Гарипов.
 
- Указ Президента усиливает контроль за деятельностью губернаторов по привлечению инвестиций. Какие инструменты есть в Свердловской области, чтобы доказать соответствие новым высоким требованиям?
 
Многое зависит от того, насколько открыт губернатор для общения, могут ли люди, которые реализуют крупные проекты, встретиться с ним и лично решить возникающие проблемы.
 
Немалую роль играют лоббистские возможности главы региона по привлечению федеральных ресурсов - средства федерального бюджета и госкорпораций, кредиты ВЭБа. 
 
Еще одна важная форма содействия со стороны федеральных властей – решение Минэкономразвития РФ по локализации производств и созданию особой экономической зоны на территории конкретного субъекта РФ.
 
Но, с моей точки зрения, инвестиционная политика не должна быть завязана на одном человеке. "Ручное управление" - не самый эффективный вид менеджмента. Машина должна работать сама. Помимо этого в руках у губернаторов есть три реальных инструмента повышения инвестиционной привлекательности региона.
 
Первый –  через проведение административных реформ. Власть по определению должна быть открыта, прозрачна, принимать взвешенные решения, иметь четкие, понятные правила, гарантии возврата инвестиций.
 
Именно с этой целью уменьшается количество органов власти, курирующих инвестдеятельность, создаются "единые окна" для работы с представителями бизнеса, упрощаются процедуры предоставления земли и выдачи разрешения на строительство, внедряются инвестстандарты АСИ.
 
Второй инструмент – это государственная поддержка. Она может предоставляться в виде субсидий, государственных гарантий и налоговых льгот.
 
Третий инструмент – организация государственно-частного партнерства. ГЧП – это объединение усилий государства и бизнеса для решения задач социально-экономического развития региона и бизнеса. Это согласование действий государства, муниципальных образований и предпринимателей по целям, ресурсам, срокам. Но ГЧП является новым инструментом, и его внедрение и самостоятельная реализация органами власти крайне сложна.
 
- Что именно "связывает руки" госструктурам? 
 
Во-первых, в настоящее время на федеральном уровне отсутствует целостное законодательное регулирование ГЧП. Есть лишь отдельные фрагменты: концессии, особые экономические зоны, соглашения о разделе продукции, отдельные положения гражданского законодательства.
 
Во-вторых, ГЧП - это всегда проект. Органы госвласти нацелены на выполнение госфункции, но не на реализацию проекта. Поэтому необходимо создание государственно-проектной компании. 
 
- Насколько я понимаю, Корпорация развития Среднего Урала была создана именно с этой целью? 
 
- Корпорации развития вообще и КРСУ в частности как инструмент реализации инвестиционной политики региона обладает уникальными возможностями, которых нет ни у государства, ни у бизнеса.
 
Корпорация может привлекать в проекты частных партнеров путем создания государственно-проектных компаний (SPV) и реализовывать комплексные инвестиционные проекты. Этот процесс для КРСУ достаточно простой. Необходимо только одобрение проектов губернатором и принятие решения Советом директоров.
 
КРСУ не связана ограничениями по доле участия в акционерных обществах, тогда как у госорганов оно не должно быть меньше 25% плюс одна акция. 
 
Корпорация может легко выходить из проектов, продав свою долю партнерам. Государству в этом случае нужно участвовать в аукционе, что всегда сопряжено с рисками.
 
КРСУ может привлекать в проекты кредитные ресурсы и ресурсы госкорпораций, например, ВЭБа, ЕБРиР и других. Государство - нет.
 
И главное, мы разговариваем с инвесторами на одном языке: форма КРСУ - акционерное общество - наиболее близка инвестиционным компаниям. 
 
- Деятельность КРСУ пока воспринимается в Свердловской области неоднозначно. Некоторые депутаты среднеуральского парламента подвергают ее критике. В частности, много резких слов было сказано о неэффективности бюджетных ассигнований в строительство Екатеринбург-ЭКСПО. Насколько обоснованы эти заявления?
 
- Давайте разложим понятие "эффективность деятельности" на несколько составляющих.
 
Первая из них – эффективность принимаемых исполнительной властью Свердловской области инвестиционных решений - что, где, как и когда строить. Вторая – эффективность использования выделенных бюджетных средств и эффективность деятельности самой Корпорации. 
 
Эффективность принимаемых властью решений я как представитель КРСУ оценивать не вправе. Это делают президент РФ, гражданское общество.
 
Что касается бюджетных ассигнований, то они, по определению, использованы эффективно, если цель достигнута в полной мере, в поставленный срок, все работы сделаны качественно и в соответствии с законодательством.
 
Возьмем тот же выставочный комплекс. Земельный участок под него приобретен, комплекс запроектирован, получено положительное заключение госэкспертизы, разрешение на строительство. Екатеринбург-ЭКСПО построен в соответствии с проектно-сметной документацией, введен в эксплуатацию, на него оформлены права, он эксплуатируется. 
 
В чем неэффективность использования бюджетных средств? Об этом можно было бы говорить, если бы мы "вылетели" из сроков, построили не то и не там. Корпорация в данном случае сработала очень эффективно. Поставленные задачи она, как инструмент, выполнила исходя из тех объемов и ресурсов, которые ей были даны. 
 
Деятельность корпорации проверяет минфин и министерство по управлению госимуществом. Сколь либо серьезных претензий по вопросу эффективного использования бюджетных ассигнований с их стороны не прозвучало.
 
- Особо радикально настроенные народные избранники ратуют за ликвидацию КРСУ, говорят, что это ненужная структура… 
 
Можно, конечно, "отрубить" правительству одну инвестиционную "руку", но зачем власти лишать себя эффективного инструмента?
Альтернативой КРСУ может стать только такая же КРСУ с тем же самым функционалом государственной проектной компании.  
Корпорация сегодня курирует крупнейшие инвестиционные проекты области. Мы понимаем логику проектов, и мы знаем как реализовать их проще, быстрее, лучше. Их реализация вне рамок КРСУ станет невозможной. Не случайно более чем в 70 регионах уже созданы Корпорации развития и эти институты включены в стандарты АСИ.
 
- Готовы  ли вы сесть за "круглый стол" с оппонентами из Законодательного собрания, чтобы в личной дискуссии решить все противоречия?
 
- Да, мы готовы. Мы активно работаем по изменению федерального законодательства ГЧП и готовы работать с региональными парламентариями. Например, давно назрела необходимость создания в регионе Инвестиционного фонда.
 
Мы готовы к конструктивному диалогу. Я знаю, что много разумных предложений есть у  депутатов Заксобрания Свердловской области. Мы не будем работать с теми, у кого цель только покритиковать нас и отпиариться на этом, кто не готов вникать в проекты и брать на себя ответственность принимаемых инвестиционных решений. Но мы всегда открыты для тех, кто хочет и может делать что-то стоящее, кто готов работать.
 
Подготовил Константин ДЖУЛТАЕВ

Актуальное