Северный широтный ход впишет "Корпорацию Развития" в историю

Начинавшая как преемница проекта "Урал промышленный – Урал Полярный" "Корпорация Развития" давно переросла своего "прародителя".

Ее интересы лежат не только в области ТЭК и энергетики, но и в сфере развития транспорта, сельского хозяйства, а также внедрения инновационных технологий. О том, что собой представляет Корпорация сегодня, в интервью "Уралинформбюро" рассказал председатель Наблюдательного совета компании Борис Кириллов.

- На внеочередном общем собрании акционеров ОАО "Корпорация Развития", состоявшемся в марте, Вас назначили председателем Наблюдательного совета компании. С чем связаны кадровые перестановки?

- Здесь нет сенсации, мероприятие плановое. В соответствии с действующим законодательством, совет директоров, а в нашем случае это Наблюдательный совет, обновляется раз в год. В этом году было решено, что уральское полпредство буду представлять я. По сложившейся уже практике, представитель аппарата полпреда и возглавляет Наблюдательный совет.

- Всем известно, что "Корпорация Развития" - преемница мегапроекта "Урал промышленный - Урал Полярный". Но что такое "Корпорация Развития" сейчас?

- Сегодня мы продолжаем все то, что было начато еще в 2005 году. Однако главная задача Корпорации - комплексное развитие УрФО за счет создания транспортной и трубопроводной инфраструктуры, реализации инновационных проектов. Этот опыт востребован, так как Россия сейчас находится на этапе перехода к инновационной экономике.

- Какие проекты в приоритете для Корпорации?

- Без сомнения это Северный широтный ход. Сегодня вокруг Арктики ведутся достаточно серьезные дискуссии, ряд держав настаивают на нейтральном статусе, безусловно, российской территории. Поэтому возведение СШХ - это уже вопрос национальной безопасности. Проект обеспечит транспортную доступность полуострова Ямал, а также подходы к возводимому порту Сабетта, который станет базой для развития ледокольного и танкерного флота.

На сегодня усилиями Корпорации смоделирована эффективная форма возведения Северного широтного хода. Новые, более экономичные по затратам, проектные решения позволяют возвести дорогу в достаточно короткие сроки. Мы планируем завершить строительство примерно к  2017 году.

Предвосхищая вопрос о качестве стройки, отмечу, что в конце 2012 года в проект вошла одна из известнейших инжиниринговых компаний Европы - Deutsche Bahn International GmbH. Получив небольшой процент акций, она стала акционером "Корпорации Развития", и ее участие в проекте – залог качественного строительства.

- Участвует ли компания "Газпром" в прокладке Северного широтного хода?

- Для его возведения создана специальная проектная компания на базе Ямальской железнодорожной компании при участии РЖД, Газпрома, а также правительства ЯНАО и Федерального агентства железнодорожного транспорта. Это достаточно серьезный консорциум.

- Как развивается сотрудничество с "Транснефтью"?

- В прошлом году Корпорация обеспечила сопровождающей инфраструктурой трубопровод "Пурпе - Самотлор". Были возведены жилые дома в ряде муниципальных образований Ямала и Югры, построено современное пожарное депо, которое также станет учебной базой для огнеборцев региона, проложена сеть линий электропередачи протяженностью 57 километров, запущены электроподстанции. Все это было необходимо для своевременного ввода трубопровода в эксплуатацию и его дальнейшей бесперебойной работы.

В 2013 году по этой же схеме будет обустраиваться магистраль "Заполярье - Пурпе". В планах возвести детский сад и жилые дома для сотрудников трубопровода, три пожарных депо, полигон для утилизации отходов, проложить автодорогу вдоль трубопровода.

- В самом начале Вы говорили про инновационный подход. Как в эту систему вписываются пожарные депо, детские сады, жилые дома?

- Любая инновация базируется на человеческом капитале. Чтобы привлечь квалифицированные кадры, мы должны обеспечить им достойные условия.

Что же касается самих инновационных механизмов, они используются во всех проектах Корпорации – при проектировании объектов Северного широтного хода, возведении энергообъектов, строительстве объектов малой генерации. К примеру, проект "Полярный кварц", целью которого является создание производства высокочистых кварцевых порошков – образец применения инновационных технологий. Использование такой продукции в высокотехнологичных производствах станет одной из основ развития современной инновационной экономики. В частности, кварц востребован в телекоммуникационной отрасли.

- Но с "Полярным кварцем" были трудности…

- Да, проект реализовывался непросто. Были и управленческие, и технологические проблемы. Подключившись к проекту, Корпорации пришлось провести его полное технологическое переосмысление.

Первую очередь предприятия по механической обработке кварца запустили в Нягани осенью прошлого года. Первоначально планировалось, что фабрика будет работать, так сказать, "на склад". Однако, учитывая спрос рынка, было решено часть продукции реализовывать. Согласно нашим прогнозам, в 2013 году кварцевый завод займет свою нишу на рынке.

После запуска второй очереди, завершить строительство которой планируется в течение ближайших двух лет, "Полярный кварц" сможет выйти на мировой рынок кварцевых концентратов, где, по подсчетам экспертов, займет около 10% доли мировой торговли. В этом и заключалась идея основателя проекта - экс-губернатора Югры Александра Филипенко.

- Насколько успешно реализуются энергопроекты?

- Корпорация Развития вошла в целый ряд объектов сетевого хозяйства. Достроила и ввела в эксплуатацию небольшую, но эффективную теплоэлектростанцию в поселке Харп. Благодаря энергосберегающим технологиям и усовершенствованию всех техпроцессов, запуск объекта позволил снизить тариф для населения на 25% – с 7,3 до 5,3 рубля за киловатт-час. Устойчивая работа станции привлекла новых потребителей, за счет которых увеличился общий объем отпускаемой энергии и снились затраты на ее производство.

В Челябинской области успешно реализуется еще один энергопроект Корпорации, связанный с повышением энергоэффективности объектов малой генерации. В рамках пилотного проекта были модернизированы 12 котельных. Новейшее оборудование и погодозависимая автоматика позволили обеспечить работу без постоянного обслуживающего персонала. В будущем это позволит поднять вопрос о снижении тарифа.

- При выборе проекта для Корпорации Развития важна прибыль или его социальная значимость?

- В 2012 году Корпорация получила прибыль более 200 миллионов рублей, в этом году задача еще более амбициозная. Не стоит забывать, что Корпорация хоть и является акционерным обществом, но ее акционеры - пять субъектов РФ, то есть по сути это госкомпания, и социальная нагрузка является приоритетом. Именно социальной значимостью мы руководствовались, принимаясь за проект по глубокой переработке яйца.

- Этот проект вызвал неоднозначную реакцию…

- Возможно, не стоит забывать, что России, по понятным причинам имеющей конкурентные преимущества в сфере энергетики и ТЭК, необходимо развивать и сельское хозяйство, в том числе и птицепром. Данная отрасль, к сожалению, сегодня переживает не лучшие времена, в том числе в Свердловской и Тюменской областях. Поэтому и  было принято решение поддержать производителей, выстроив инновационный цикл глубокой переработки яйца. Обычное яйцо в скорлупе хранится не более месяца, а вот яичная продукция может храниться до года. Это особенно актуально для северных территорий, так что социальная значимость такого проекта налицо.

На сегодня уже подготовлен бизнес-план, одобренный губернатором Тюменской области. Проект будет внесен в повестку апрельского заседания Попечительского совета, в состав которого, напомню, входит уральский полпред и все губернаторы УрФО.

Кстати, на Попечительском совете планируется утвердить и трехлетнюю стратегию работы "Корпорации Развития" на период до 2016 года. Одним из ее основных приоритетов станет строительство Северного широтного хода. Именно этот проект впишет "Корпорацию Развития" в историю.