Формула создания денежного магнита

С точки зрения потенциального инвестора, наиболее привлекательно выглядят регионы, где власти смогли сформировать инфраструктуру, способную эффективно конвертировать средства предпринимателя в работающее производство.

О секретах создания такой инфраструктуры "Уралинформбюро" рассказал бизнесмен, меценат, депутат Тюменской городской думы Олег Чемезов.

– Олег Леонидович, понятно, что субъекты РФ изначально обладают неравными условиями для привлечения денег. Они различаются по климату, по запасам природных ресурсов. Могут ли власти региона радикально повлиять на ситуацию и превратить свою территорию в магнит для инвестиций?

– От руководства субъекта Федерации зависит очень многое. К счастью, политики на местах уже осознали, что привлечение денег в регион и создание новых бизнесов на территории – один из важнейших "рычагов" для развития. Приход капитала – это создание новых рабочих мест, заказы на продукцию и услуги местных производителей, увеличение платежей в бюджет. Сегодня между регионами идёт настоящая борьба за инвестора. И очень важно – какими методами она ведётся. Я абсолютно уверен, что наиболее эффективная стратегия для региона по привлечению инвестора – это создание инфраструктуры сопровождения инвестпроектов. Она должна обеспечить благоприятный режим вхождения бизнеса на территорию и комфортное его пребывание там.

– И как это всё должно работать?

– Главное свойство правильно выстроенной инфраструктуры – она должна включаться при сопровождении ЛЮБОГО инвестпроекта. Допустим, некий бизнес намерен инвестировать в регион 10 миллиардов рублей, его сразу же подхватывает губернатор, проект получает сопровождение на самом высоком уровне, и больших проблем у бизнеса, как правило, не возникает. Такая схема в настоящее время работает почти во всех субъектах Федерации.

Иное дело, если инвестор приходит с относительно небольшой суммой – 50-100 миллионов рублей. Ещё перед тем, как развернуть активные действия, ему надо понять, будет ли у него покровитель, который введёт его в местные реалии, поможет в решении проблем. Если в регионе есть специальный орган, допустим, инвестиционное агентство, готовое полностью сопровождать любой на территорию бизнес, который заходит на территорию, то для инвестора это зелёный сигнал светофора.

Хотя есть еще один принципиальный момент. Это техническое обеспечение инвестпроекта. Бизнес должен понимать, какие площадки ему будут предоставлять, как быстро оформляются документы на эту землю, как осуществляется получение разрешений на строительство, как создаются условия для подключения к технологическим сетям – воде, газу, электричеству.

Когда руководство того или иного региона пытается рассказать о повышении инвестиционной привлекательности, мне хочется задать ему несколько вопросов. Сколько времени оформляется разрешение на строительство? Как быстро можно поменять предназначение земельного участка и внести изменения в генплан при возникновении необходимости? Если руководство региона готово заниматься всеми этими проблемами, то никаких вопросов к нему быть не может. Если же разговоры продолжаются, а чиновники никак не улучшают условия для бизнеса, то тут не может быть и речи об инвестиционной привлекательности.

– Следствием Ваших рассуждений может стать крамольная мысль о приоритете интересов бизнеса над интересами региональных властей.

– У этих субъектов по большей части общие интересы. И властям, и бизнесу нужно улучшение экономических показателей в зоне своей ответственности. Просто бизнес, уже в силу своей природы, будет вкладывать все средства в собственное развитие (иначе он погибнет). А властям еще необходимо осознать, насколько важен для региона приход того или иного – точнее, практически любого – "денежного мешка".

Если бизнесмен вложит свои средства в территорию с неподготовленной почвой, где не созданы механизмы, облегчающие рождение новых предприятий, он вскоре увидит, что его инвестиции "замёрзли". Они не создают добавочный продукт, не приносят прибыль. А лично он тратит своё время на получение то одного, то другого разрешения, на бесконечные согласования всего и вся.

Бизнесмены станут уходить с такой территории. Инвестиции будут мигрировать туда, где им комфортно. Вы же не будете на скале сажать цветы? Так же и бизнесмен. Если чиновники с каменными лицами станут ему объяснять, насколько он должен быть счастлив, от того что с ним кто-то разговаривает и что ему есть куда инвестировать, бизнесмен не будет работать в этом регионе, а подыщет другую, мягкую и плодородную почву.

– Вы считаете, что в диалоге инвестора и власти заинтересована в первую очередь власть?

– Заинтересованы обе стороны. Но бизнес, если его плохо приняли в одном месте, чаще всего может уйти в другое. У региональных властей возможности для подобных маневров ограничены. Если на некоей территории не созданы условия для открытия новых предприятий, стоят высокие чиновные барьеры, то оттуда инвесторы будут "утекать", а приход свежих денег будет ограниченным. А многие из пришедших, если и попытаются здесь что-то наладить, то обжегшись на местных реалиях, поспешат ретироваться.

Приведу такой пример. Когда бизнесмен приходит в регион с предложением что-то построить и просит у чиновников временную налоговую льготу, он пишет соответствующее письмо, а дальше возможны различные варианты развития событий. Если через два дня бизнесмену сообщают, что разработан проект закона, устанавливающий необходимую налоговую льготу, и уточняют, насколько законопроект подходит для бизнеса, а потом документ в течение месяца принимается в облдуме, потенциальный инвестор понимает, что его любят. А если в ответ на просьбу о преференциях приходит отказ, мотивированный тем, что налоговая льгота – это выпадающий доход из бюджета, бизнесмен понимает, что здесь нечего делать. В результате из бюджета выпадают вообще все деньги, которые могли бы быть инвестированы.

Следовательно, органам госвласти нужно озаботиться тем, как избавить человека, имеющего деньги, от проблем, связанных с их вложением. Если такая система работает – а в некоторых регионах она работает – то инвестиции будут притекать в регионы. В противном случае деньги не придут никогда.

– Как Вы думаете, инвестировать в какие сферы сейчас выгоднее всего на Урале?

– Я думаю, что с точки зрения экономики, сырьевой базы, кадрового потенциала и промышленного производства уральские регионы – одни из самых привлекательных для инвесторов регионов России. Все субъекты УрФО находятся примерно на одном уровне, за исключением, может быть, одного-двух. На мой взгляд, ярким лидером является Тюмень.

Что касается географии инвестиций, то в Кургане и Тюмени предпочтительнее инвестировать в сельское хозяйство, особенно с учетом вхождения России в ВТО. Если применять новые технологии, эффективность будет высокой. На Ямале и в Югре, безусловно, надо вкладываться в переработку сырья, транспорт и инфраструктуру. В Свердловской и Челябинской областях в приоритете промышленность.

При этом надо учитывать, что 100 миллионов рублей, инвестированных в Кургане, произведут серьёзный экономический эффект, а те же деньги на Ямале затеряются на фоне огромных инвестиций, которые туда проникают. Это следует иметь в виду при планировании диалога с властями.

Актуальное