Финский оптимизм на фоне санкций

Как сосед России оптимизирует давние связи.

Европейский бизнес, несмотря на сложную обстановку, стремится не потерять российский рынок. Давний торговый партнер нашей страны - Финляндия пережила далеко не первый кризис в России. О том, кто не боится сотрудничать с Россией, что происходит в туристическом секторе и какие перспективы просматриваются, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказала директор представительства Финско-Российской торговой палаты в Екатеринбурге Людмила Сафина

- Людмила Шамильевна, давайте начнем со статистики. Какие показатели по товарообороту с Россией и объему инвестиций Финляндии достигнуты в 2014 году?

- По данным министерства международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, товарооборот Финляндии и Среднего Урала за январь - сентябрь прошлого года по сравнению с 2013-м увеличился на 14%. Это произошло за счет продукции для машиностроения и металлургической промышленности.

Но эта статистика основана на данных региональной таможни. И поэтому мы считаем, что она не отражает реальной картины, поскольку большая часть технологий и товаров проходит процедуру таможенного оформления не в регионах, а в Москве или в Санкт-Петербурге. Только после этого все идет по России.

Что касается общего товарооборота между Россией и Финляндией, то по итогам первых 7 месяцев 2014 года произошло падение на 6%, а российский экспорт в Финляндию сократился на 5%. Наиболее пострадал финский экспорт продуктов питания – показатели упали на 12%. В то же время экспорт из России через порт Коккола вырос на 60%, главным образом за счет поставок российского горнодобывающего оборудования на мировой рынок. Растет рынок электронной коммерции. 

В целом статистику по результатам 2014 года мы увидим только в марте - апреле, не раньше.

- Сколько финских компаний на сегодняшний день работает в России и конкретно на Урале? Увеличилось или сократилось их число? Сейчас ведь кризис, многие иностранные компании уходят из нашей страны…

- В России работает порядка 600 финских компаний. В Свердловской области – около 60 компаний – это и представительства финских компаний, совместные предприятия и дилеры. Наиболее крупные -  Finnair, Stocmann, YIT Уралстрой, Teknos, Konecranes, Klinkmann, Outotec, Uponor, Nordea, Itella, Merivaara, Leipurin. Все они продолжают свою деятельность. И я не знаю примеров закрытия в 2014 году финских предприятий в России, да и в Свердловской области тоже, особенно тех, кто инвестировал в Россию, имеет свои производства.

Возможно большое падение спроса на готовую продукцию, произведенную в Финляндии. Продукция же финских компаний, произведенная в России, например, автомобильные шины, упаковка, бумага, строительные материалы, краски и так далее, будут пользоваться спросом по-прежнему. Поэтому некоторые компании сейчас принимают решения об увеличении локального присутствия в России. В частности, финская компания Specta купила в Санкт-Петербурге завод по переработке ПЭТ-бутылок для того, чтобы потом использовать их на собственном производстве в качестве сырья для упаковочной ленты. Teknos запускает новый завод в Санкт-Петербурге. Опять же пример Valio…

- Кстати о Valio. Ранее компания попала под продуктовое эмбарго, теперь она может поставлять только безлактозные молочные продукты…

- Да, было наложено эмбарго на поставку молочной продукции в Россию из Евросоюза. А безлактозное молоко можно было завозить, но не завозили по причине предъявляемых российской стороной новых требований к продукции.

И на какое-то время, конечно, спад произошел. Было сокращение штата. Но в декабре 2014 года Valio начала производство в России плавленного сыра Viola в "ваннах" и сливочного масла Viola. И если раньше они завозили молочную продукцию из Финляндии, то теперь сырье поступает из тех стран, в отношении которых не действует эмбарго. Valio расширила совместное молочное производство на партнерской основе под Санкт-Петербургом. 

- Можно ли оценить финансовые потери Valio?

- Я не могу ответить на этот вопрос, поскольку не видела заявлений самой компании по этому поводу.    

- Как Valio распорядилась той продукцией, которая была произведена в расчете на огромный российский рынок?

- Товары Valio, предназначавшиеся для экспорта в Россию, продавались в финских магазинах с большой скидкой. Было специальное разрешение продавать продукты в Финляндии с русскоязычными этикетками. Сыры шли нарасхват.

- Людмила Шамильевна, сейчас большинство ведущих застройщиков Екатеринбурга намерены сокращать объемы строительства. На прошлой неделе YIT заявила о сокращении сотрудников в российских представительствах на 15%...

- И в то же время концерн заявил о намерениях продолжать осваивать новые участки, строить жилье и сохранить объем производства. А совместное предприятие "ЮИТ Уралстрой" не планирует сокращение и даже расширяет свою инвестиционную деятельность. В Тюмени приобретается новый участок. Все объекты в Верхней Пышме строятся по плану. 

- Есть ли возможность развития финно-российских отношений за счет открытия совместных предприятий?

- Форма учреждения предприятия зависит от целей инвесторов, от задач, которые должны выполнить обе стороны. Легче зайти со своим 100% капиталом, так действует большинство инвесторов.

- Как сказываются на иностранном бизнесе резкие скачки валюты?

- Особенно страдает турбизнес. Произошло падение туристического потока из России на 15%, а на новогодние праздники даже до 30% по сравнению с прошлым годом.

- Из-за сокращения потока туристов не стало меньше авиарейсов между Россией и Финляндией?

- Нет, рейсов меньше не стало. Finnair летает между Хельсинки и Екатеринбургом 4 раза в неделю, заполняемость хорошая. Но этой авиакомпанией пользуются не только туристы, но и деловые люди, потому что финский аэропорт – хороший хаб для перелетов в Азию, в Европу и на американский континент.

Финский авиаперевозчик открыл  рейсы из Хельсинки в Нижний Новгород, Казань и Самару, но рейсы были приостановлены из-за низкой заполняемости. Вылеты возобновятся с середины апреля 2015 года, билеты уже продаются. 

- Летом 2014 года озвучивалась возможность использования на Среднем Урале, по примеру финнов, торфяных котельных. Насколько реальны эти планы и ведутся ли переговоры в этой сфере? В качестве перспективы озвучивались еще два направления сотрудничества с Финляндией – переработка ТБО и использование биогаза на полигонах…

- Финляндия в 60-х годах начала активно развивать торфозаготовительную промышленность. Для Свердловской области более актуален вопрос не поставок котельных, а вопрос переработки торфа, поскольку на котельные торф должен уже поставляться в брикетах или гранулах. И в Свердловскую область было поставлено торфозаготовительное оборудование и машины, новейшие технологии переработки торфа.

Что касается переработки ТБО и использования биогаза - в рамках межправительственной рабочей группы в 2014 году свердловская делегация посетила Финляндию, где знакомилась с передовыми технологиям переработки отходов. В Финляндии создан целый кластер Cleantech - чистые технологии. Контакты по этой теме продолжаются. 

- Обсуждалась и возможность участия крупных компаний Суоми в реализации инфраструктурных проектов к футбольному ЧМ-2018 в Екатеринбурге. Есть ли договоренности в этой сфере?

-  В настоящее время идут переговоры с генподрядчиками. Есть большой спрос на инновационные, энергосберегающие и чистые технологии в рамках футбольных проектов. Вспомните олимпийские сочинские объекты. Генподрядчиками были российские фирмы. А субподрядчиками и поставщиками - зарубежные компании. И очень много финских фирм участвовали именно как поставщики.

- Людмила Шамильевна, какой Вы можете дать прогноз дальнейших российско-финских отношений?

- Наметился тренд в увеличении локального присутствия в России, создании дочерних предприятий. Именно сейчас финские бизнесмены имеют прекрасную возможность действовать, которую другие игроки избегают. Вообще, финны пережили уже немало кризисов с Россией, и для них нынешняя ситуация настолько не нова, что те, кто не боится, используют ее для себя. Они считают, что раз западные компании уходят, нужно эту нишу занимать. Соответственно, если даже идти с инвестициями, то издержки будут меньше. 

Для модернизации России нужны сильные партнеры. А Финляндия – крупный технологический партнер России.

Беседовала Наталья ТИМОФЕЕВА