Регионы столкнули в долговую яму

О чем думают в Кремле?

Субъекты Российской Федерации накопили огромные долги перед коммерческими банками и федеральным центром. Эксперты говорят, что большинство не сможет вернуть кредиты никогда. Серьезность положения признал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который пообещал рассмотреть любые, даже нестандартные, решения, способные облегчить долговое бремя региональных бюджетов. "Уралинформбюро" попросило прокомментировать сложившуюся ситуацию директора региональной программы Независимого института социальной политики Наталью Зубаревич.

- Наталья Васильевна, Вы недавно сказали, что бюджетный кризис в среднеразвитых регионах страны носит рукотворный характер...

- Он везде рукотворный. Просто в среднеразвитых регионах он проходит наиболее болезненно. Федеральный центр виноват в том, что заставил регионы выполнять майские указы президента РФ в основном за счет своих средств, что привело к дестабилизации, дефициту и росту долговой нагрузки.

- Насколько я понимаю, указы президента были приняты для увеличения потребительского спроса в стране…

- Нет. Я думаю, эти указы принимались ради повышения политического рейтинга главы государства. Спрос формировали потребительские кредиты. Хотя повышение пенсий в кризис 2009 года и последующее увеличение зарплат, конечно, работали на рост потребительского спроса. Но политическая причина была основополагающей.

- В таком случае, быть может, стоит "простить" регионам федеральные кредиты, как предлагает Саратовская область?

- Полное списание задолженности – это безумие, которое подорвет основы долговой дисциплины. Больше всего набрали бюджетных кредитов регионы, к которым относятся благосклонно в Минфине. Списать долги – значит поддержать регионы с хорошим лоббистским потенциалом: Чукотку, Ингушетию, Чечню и далее по списку, поскольку субъекты, которые развивали инфраструктуру (Калужская, Калининградская области и некоторые другие регионы), брали средства в основном у коммерческих банков. Они-то больше всего и пострадают. Инициатива, как всегда в России, окажется наказуема.

- Премьер-министр Медведев обещает разгрести долговые завалы с помощью нестандартных решений. Что это могут быть за решения?

- Не представляю. Я знаю лишь, что регионам будут помогать в переводе коммерческих кредитов в бюджетные. Это правильное решение, но проблему оно не решает, а лишь замораживает. Общий долг регионов и муниципалитетов составляет 2,4 триллиона рублей - это треть от их собственных доходов. Коммерческий долг превышает 1 триллион рублей, а федеральный бюджет выделил в 2015 году на выплату текущих платежей и частичный перевод долга из коммерческого в бюджетный кредит всего 320 миллиардов рублей.  Соответственно, "разруливать" долги пока получается плохо: доля коммерческого кредита с лета 2014 года даже выросла с 39 до 44% от всего долга. И это означает, что "машинка" не работает.

- И что тогда делать? Я слышал, что регионы не решаются оптимизировать существующие социальные расходы.

- Они уже это делают, но методом "народной стройки". Вы прекрасно этот метод знаете: "рубится" количество бюджетных учреждений и число занятых в социальной сфере. Очень "хорошее" решение. Причем "рубится" достаточно бездумно, поскольку при доле расходов бюджета на "социалку" в 70% и выше других источников экономии у губернаторов уже не остается. По итогам 2014 года в девяти регионах сокращались расходы собственных бюджетов на образование, в восьми – на соцзащиту, в трех – на здравоохранение. Процесс пошел.

- То есть в этом направлении, считаете, ситуация и будет развиваться?

- Полагаю, да. Потому что резервов больше нет. Расходы на ЖКХ уже сократились процентов на 7 – кроме северных территорий (Чукотка, Магадан, Якутия), где люди просто не в состоянии платить по безумным тарифам. В остальных же краях и областях "коммуналку" урезали. "Рубятся" со страшной силой и расходы на национальную экономику – в основном средства на поддержку промышленности, транспорта, дорожного хозяйства.  В трети регионов процесс этот идет с огромной скоростью. Общая же ситуация выглядит более или менее сносной потому, что эти расходы сохраняют Москва, Санкт-Петербург, ХМАО, ЯНАО и Сахалинская область, то есть наиболее богатые регионы, которые много инвестируют. Но общая картина – это как средняя температура по больнице.

- И Минфин это устраивает? Почему он одним дает кредиты, а другим нет? Чем берут чиновников успешные лоббисты?

- Лоббистский потенциал есть у всех – только его мера разная. Кто-то плачется в кабинетах, кто-то "важных" людей отправляет просить за регион. Так у нас устроено, потому что когда нет нормальной политики и прозрачных приоритетов развития, когда не действует формула поддержки ("Ты слабее – тебе больше, ты сильнее – тебе меньше") и работает принцип "Кого люблю, тому даю", то это разлагает весь управленческий аппарат. Награждение непричастных и наказание невиновных – это российская система управления. И она точно не нацелена на развитие и рост регионов.

Беседовал Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное