Тяжелый урановый рынок

Как России победить Китай?

АО "Уральский электрохимический комбинат" – крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана, поставляемого для атомных станций. Последние пять лет УЭХК занимался реструктуризацией и модернизацией производства. Каких результатов удалось достичь, "Уралинформбюро" рассказал генеральный  директор АО "УЭХК" Александр Белоусов. 

- Александр Андрианович, коснулся ли вас кризис? Сокращаются ли объемы производства?

- Нет, мы пока его не ощущаем. Выручка в последние 3-4 года у нас примерно одинаковая: зарабатываем около 20 миллиардов рублей. Чистая прибыль в 2014 году составила 6,7 миллиарда рублей, и она выросла за счет сокращения затрат. Номенклатура поставок сохранилась. У нас два торговых посредника – ТВЭЛ и "Техснабэкспорт". Один реализует уран на внутреннем рынке, другой – на внешнем. Соотношение – пятьдесят на пятьдесят. Пропорции тоже не изменились.

- Что дала реструктуризация предприятия? Она достигла поставленных целей?

- Мы взялись за реструктуризацию не от хорошей жизни. УЭХК – самый крупный на планете комбинат по обогащению урана: у нас сосредоточено 24% мировых мощностей. Но нам на пятки наступают китайцы и американцы: например, URENCO недавно новый завод запустила в США. Конкуренция очень жесткая. Поэтому мы вынуждены были сокращать затраты и добились определенного успеха: себестоимость существенно снизилась.

При этом надо иметь в виду, что в последние пять лет росли тарифы, дорожали материалы и сырье. Выручка же у нас, как я сказал, не сокращалась. Средняя зарплата на комбинате выросла с 2010 года в два раза и составляет сегодня 74 тысячи рублей. Выработка на одного сотрудника составила 8 миллионов рублей – пять лет назад было 1,5 миллиона. Вот что дала реструктуризация. Работающих было около 18 000, а теперь 2 500. Людей мы не сокращали – просто выделили непрофильные подразделения в самостоятельные юридические лица.

- Какие самостоятельные производства развиваются наиболее успешно?

- Непростой вопрос. К сожалению, рынок сформировался до того, как они на него вышли. Адаптироваться им очень сложно, но в целом свою нишу они нашли. Надо бороться за покупателя. В рамках комбината они все равно бы не смогли конкурировать. Простой пример: когда ремонтно-строительный цех был в составе комбината, то ремонт любого туалета обходился в 1 миллион рублей, потому что все накладные расходы ложились в себестоимость услуг. Продать эту услугу было немыслимо. Мы выращивали картошку, огурцы, помидоры, имели свои коровники и птичники. Все это списывалось на затраты. Как мы могли конкурировать на урановом рынке?

- А правильно ли было выделять в самостоятельное предприятие такое специфическое подразделение как завод электрохимических преобразователей?

- ЗЭП – это больше научное подразделение. Уникальные источники тока разрабатывали для космических аппаратов. По разным причинам ни одно изделие не стало серийным. Это все были опытные образцы – в этом проблема. В 2014 году у завода появился неплохой контракт с конструкторским бюро "Рубин". Можно сказать, подарок судьбы.

Но ситуация изменилась в стране, и финансирование со стороны Минобороны приостановлено. Работы нет – приходится принимать непопулярные решения. Надо пережить год-другой. Надеемся, возобновим контракт. Задел там сделан большой – жалко будет потерять. А вообще надо развивать рынок, ориентированный на население. В промышленности серия гораздо меньше.

- Вы сказали, что на рынке урана жесткая конкуренция. А какое у вас самое слабое место?

- Знаете, как модернизацию проводят наши конкуренты? Они строят новый модуль и монтируют новое оборудование. Поскольку оно более производительное, то помещений требуется меньше. Они так поступают потому, что земля дорогая. Мы таким образом снижать издержки не можем, поскольку создавались под другие цели. Мы были составной частью ядерного проекта, а потом на мирный атом перешли. Но инфраструктура вся осталась. Это - проблема. Занимаемся этим, но решение стоит безумных денег.

Нам очень трудно: наследие давит. Нам конкурировать в разы сложнее, чем той же URENCO. Держимся только за счет технологии: у нас очень хорошая центрифуга. До девятого поколения машина работала на подкритических скоростях, сейчас – на сверхкритических. Слышали, наверное, что когда колебания корпуса совпадают с частотой вращения, наступает резонанс и машина разрушается. Надо чтобы ротор прошел критическую частоту и не сломался. Девятое поколение – первая машина, где эта задача была решена. Она в четыре раза производительнее своей предшественницы.

Площади высвобождаются, их не надо обогревать, обслуживать. Модернизацию обязательно продолжим: на эти цели в 2014-2019 годах будет потрачено 34 миллиарда рублей. Работаем над центрифугой десятого поколения, меняем кабели, контрольно-измерительные приборы и т.д.

- Как строятся ваши отношения с дочерними компаниями, выделенными в самостоятельные предприятия? Вы инвестируете в них?

- Я опекаю их, участвую в совещаниях, продвигаю их, предоставляю им свой бренд. Некоторые предприятия – например, Уральский приборный завод, завязаны на инвестиционную программу комбината: все специальное оборудование для центрифуг производится у нас в отрасли. Но у них есть и перспективные направления: например, литиево-ионные накопители. Но там ситуация примерно такая же, как на ЗЭП: с китайцами бороться трудно. Рынок они освоили. Для себя мы делаем, но чтобы на этом бизнес сделать, надо на серию выходить. Пока это получается плохо по разным  причинам.

- А каким путем предполагаете идти? Сокращать затраты дальше?

- Если бы знал, как победить китайцев, то я бы в другом кресле уже сидел. В стране непростая экономическая ситуация. Вы не хуже меня знаете, как устроен у нас бизнес и как работает система принятия решений. Это самая большая проблема. Мы живем не на Луне, и потому все проблемы отражаются на нас. Мы победим китайцев и завоюем рынок, если изменим свои принципы и ментальность.

Беседовал Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное