"Роснефть" никто не купит - даже за копейку

Китаю не нужен миноритарный пакет компании.

Российское правительство пытается залатать дыры в бюджете за счет продажи части пакета акций "Роснефти", которая сама в долгах как в шелках. Выручка от сделки, по словам чиновников, составит не менее 500 миллиардов рублей. Интересно, что в 2014 году власти уже пытались сбыть миноритарный пакет, но потом передумали из-за "неблагоприятной рыночной конъюнктуры". За прошедшие годы ситуация лучше не стала. Закроется ли в этом году сделка по "Роснефти", в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.

- Михаил Иванович, власти РФ не первый раз объявляют о продаже пакета "Роснефти", а потом идут на попятную. В чем тут интрига?

- Сомневаюсь, что сделка по продаже миноритарного пакета "Роснефти" (19,5% акций) состоится и в этом году. Хотя она широко рекламируется.

Вызывает сомнение оговорка президента РФ о том, что покупатель должен прийти в компанию с планом реформ и предложениями по улучшению менеджмента во имя повышения эффективности. Отмечу, миноритарный пакет не дает никаких прав его владельцу. Любая его программа может быть проигнорирована правлением. Сегодня, например, акционеры такого совладельца "Роснефти", как ВР, у которого чуть меньше 20% акций, выражают недовольство, потому что не понимают, какой смысл во владении таким активом. Это во-первых.

Во-вторых, покупать миноритарный пакет в "Роснефти" вообще не имеет смысла, поскольку у компании весьма сомнительная отчетность и высокая задолженность.

- Получается, что объявление о продаже делается для отвода глаз?

- Заметьте, приватизация в России объявляется практически каждый год. Но под лозунгом приватизации мы наблюдаем явление совершенно обратного порядка. Давайте вспомним, как в результате "приватизации" с рынка исчезли такие компании, как "Удмуртнефть", "Сибнефть", "ТНК-ВР", "ЮКОС", "Итера". Все они стали частью либо "Газпрома", либо "Роснефти". Чтобы собрать такой конгломерат бывших частных компаний под государственным крылом, а точнее – под крылом нескольких чиновников, были потрачены гигантские средства. Стремясь получить эти деньги, "Роснефть" влезла в огромные долги и была вынуждена фактически заложить свою нефть китайцам на много лет вперед. Причем очередные транши частично используются на то, чтобы обслужить этот же долг перед китайцами и уполномоченными трейдерами, а не на финансирование инвестиционных программ "Роснефти".

В печальный список ушедших с рынка частных компаний можно внести "Башнефть", которая потеряла статус коммерческой компании и сейчас выставляется на продажу.

По нефтегазовому сообществу ходят слухи, что "Башнефть" попросят купить его бывшего владельца Владимира Евтушенкова (после ареста в декабре 2014 года бизнесмен передал 71,6% акций "Башнефти" Росимуществу), а какое-то время спустя вновь отберут. Подержат немножко под арестом и ничего не выплатят. Не исключено, что "Башнефть" уплывет в руки к бывшему гендиректору "Роснефти" и другу Михаила Сечина Эдуарду Худайнатову. Если вспомнить историю перевода "Башнефти" в статус государственной, то никто иной, как АО "Независимая нефтегазовая компания" Эдуарда Худайнатова, предложило правительству РФ купить "Башнефть".

- Но "Роснефть" сама в шаге от продажи пакета китайским инвесторам, назначены консультанты…

- С китайцами номер, похоже, не пройдет. Им нет смысла приобретать миноритарный пакет "Роснефти" при сложившихся обстоятельствах. Скорее, его можно предложить индийцам, но они тоже не проявляют особого желания стать акционерами "Роснефти". Индийцам вполне достаточно присутствия в отдельных проектах этой госкомпании. А назначение банков-консультантов по сделке является простой формальностью, а не шагом вперед.

- В правительстве понимают, что покупка миноритарного пакета "Роснефти" никому не интересна?

- Правительство должно говорить о том, что может легко найти деньги для покрытия бюджетного дефицита. Вот и все. А вот будет ли оно делать это за счет продажи пакетов госкомпаний – вопрос открытый. Ведь не далее как 26 мая посыпались признания, что вырученные деньги от продажи пакетов "Роснефти", "Башнефти" и других не покроют дефицит казны. Что это, как не медленное отступление назад, за которым последует признание в том, что приватизировать не удалось из-за неблагоприятной обстановки, как и в прошлый раз.

P.S. Когда интервью готовилось к публикации, в СМИ появилась информация о том, что Игорь Сечин не планирует увеличивать свой пакет в "Роснефти" (0,1273% от уставного капитала) из-за отсутствия финансовых ресурсов.

Беседовала Наталья ГОРБАЧЕВА

Актуальное