"Придется включать голову": эксперт - о настоящем и будущем туротрасли

В России.

В 2018 году туристические компании складывались как карточные домики. Причем за год умудрились вылететь с рынка не только мелкие, но и довольно крупные, мастистые игроки - "Натали Турс" и "Росстур". Финальной точкой уходящего года стал скандал с "Жемчужной рекой" - из-за финансовых разногласий туроператора и авиакомпании сотни туристов, отдыхавшие на китайском острове Хайнань, не смогли вовремя вернуться домой. Ростуризм, изучив ситуацию, предпочел избавиться от проблемного туроператора.

Однако, по мнению экспертов, ставить на этом точку еще рано. По данным портала Tourdom.ru, до конца года покинуть рынок вслед за "Жемчужной рекой" рискуют еще порядка 100 туроператоров. О том, что происходит на рынке и стоит ли опасаться повторения ситуации путешественникам в будущем, "Уралинформбюро" в эксклюзивном интервью рассказал исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

- Михаил Анатольевич, Polar Tour, DSBW, "Натали Турс", "Данко", "Росстур", теперь вот "Жемчужная река"… Это все звенья одной цепи? Следствие девальвации рубля или экономической ситуации в стране?

- Ситуации и предпосылки в каждом случае свои. Единых причин нет.

- Есть мнение, что массовый уход с рынка игроков свидетельствует о серьезном кризисе в отрасли.

- Я считаю, что о кризисе пока говорить рано. В этом году все-таки массового банкротства туроператоров, как несколько лет назад, не было. За лето ушли с рынка всего 4 компании. Две компании просто разорились, не выполнив свои обязательства перед клиентами, но страховые компании покрыли эти суммы позже сполна. Еще три ушли довольно шумно - "Жемчужная река", "Данко" и "Натали Турс".

Что касается "Жемчужной реки", то тут все было очевидно. Продажа туров за 12-16 тысяч рублей была за гранью любых экономических составляющих. Одни авиабилеты чего стоят.

Если рассматривать "Натали Турс" и "Данко", то проблемы у данных туроператоров существовали давно, у первого - с 2014 года, у второго - с чуть более позднего времени. Причины, которые привели к этим проблемам, у каждой компании - свои. Однако в обоих случаях проблемы обострились из-за сложных взаимоотношений с принимающей стороной. Но если уход "Данко" прошел в целом для рынка почти безболезненно, так как его туроператорская деятельность уже к тому моменту сошла на нет, то ситуация с "Натали Турс" оказалась куда сложнее, так как некогда это был вообще один из пяти крупных игроков рынка.

Ситуация по "Натали Турс" развивалась стихийно. Принимающая сторона по одному из направлений посреди сезона потребовала погашения долгов. Компания не смогла выполнить предъявляемые требования, и ее отключили от системы бронирования. А далее уже сработала негативная информационная волна – их перестали обслуживать без предоплат и по другим направлениям. Все это в конечном итоге привело к банкротству компании. Но это разовый случай, не системный.

Если вывести этот случай за рамки нашего разговора, то можно сказать, что ничего особенного за это лето не произошло, так как на начало высокого сезона в реестре туроператоров числилось порядка 711 компаний в сфере выездного туризма, и уход четырех из них не стал для рынка ударом – ни с точки зрения объемов, ни с точки зрения количества. Это, скорее, был имиджевый удар.

- А "Росстур"?

- "Росстур" - это отдельная история, которая демонстрирует другие проблемы и имеет совершенно другие корни, чем "Натали Турс".

- Какие?

- Три года мы просили федеральный Минкульт, который на тот момент курировал Ростуризм, узаконить агентские сети, центры бронирования и компании-консолидаторы, так как через них проходит более половины всего объема туристского рынка.

Поправки, предложенные Уральской ассоциацией туризма, Российским союзом туриндустрии по агентским сетям, должны были быть в проекте принятых поправок в первом чтении 3 июня. Если бы мы успели, то ситуации с "Росстуром" не было.

На мой взгляд, операторы просто воспользовались тем, что правовой статус консолидаторов и центров бронирования "подвис" в воздухе, и поставили перед "Росстуром" ряд совершенно невыполнимых условий. Как известно, компании-консолидаторы и крупные центры бронирования, через которые проходит существенный поток средств от туристов, могут диктовать операторам свои условия, чего никогда не смогут сделать небольшие агентства и турфирмы, существующие разрозненно.

Скажу больше, совместно с отраслевыми союзами большие агентские сети могут законодательно закреплять размер комиссии по сделкам, как, например, в Казахстане.

Доказывается, к примеру, что на 3-5% со сделки агентство существовать не может, а на 7-8% вполне. Подобные вещи должны быть обязательно закреплены - для этого необходимы очень весомые финансовые экспертизы.

Ни одно небольшое агентство в жизни этим не займется, так как нужны серьезные денежные средства.

А вот отраслевые союзы при финансовой поддержке консолидаторов вполне могли бы. Поэтому мне кажется, что в ситуации с "Росстуром", возможно, имел место определенный сговор или умысел по ликвидации крупных игроков для повышения собственной маржинальности.

- В итоге "битву" выиграли туроператоры?

- В этой ситуации одни выиграли, другие проиграли. Но то, что в результате проиграл рынок, ему опять был нанесен довольно весомый имиджевый ущерб, это очевидно, и, видимо, это предусмотрено не было. И это обидно. Потому что для "вылета" "Росстура" при заложенной финансовой схеме не было фактически никаких предпосылок.

Вообще, ситуация этого года показала, что основная угроза исходит не от агентских сетей или центров бронирования, а от самих туроператоров. Дело в том, что основной пул туристических средств аккумулируется в руках 7-8 компаний. Причем только одна из них - российская, остальные – с нероссийскими корнями. Собственники таких компаний не являются гражданами РФ или являются еще и гражданами других стран.

Сейчас они требуют 100% оплату путевок, причем даже тех туров, которые состоятся нескоро, такого никогда не было - деньги получались от туриста и находились на территории РФ, а с лета все деньги уходят к ним, за рубеж. Вроде бы ничего плохого в этом нет. Но в тоже время есть большой риск для отрасли, так как собрав деньги с туристов в горячий сезон, оператор может отказаться от выполнения своих обязательств. В этом случае последствия для отрасли будут куда более катастрофические, чем при банкротстве агентских сетей или центров бронирования. Масштаб будет такой же, как при "МММ" Мавроди.

Поэтому 100% систему оплаты путевок туроператорам необходимо пересматривать, так как она невыгодна ни агентствам, ни путешественникам.

- Туристы вообще часто становятся "заложниками" ситуации на рынке и получают какие-то крохи за несостоявшиеся, но оплаченные туры. Какие-то шаги по защите туристов предпринимаются? Например, можно было бы страховать каждый тур. Это бы решило проблему занижения объемов реализованных туроператорами путевок…

- Не стоит демонизировать ситуацию. Пострадавших не так уж и много - всего около 2% от общего числа туристов. Если мы посмотрим другие сферы, например, банки или жилищное строительство, то процент не выполнивших свои обязательства компаний, там куда больше, чем в туротрасли.

Что касается страхования каждого тура, то разговоры и дискуссии на этот счет постоянно ведутся, но пока при существующей схеме и объемах это довольно труднореализуемо.

- Почему?

- Это требует довольно большого объема денежных средств, в том числе для защиты самих страховых компаний. Кроме того, если идти этим путем потребуется существенно реформировать саму сферу страхования. Это колоссальная работа, одному туррынку это не под силу.

- С какими проблемами отрасль может столкнуться в 2019 году?

- После ситуации с "Натали Турс" и с "Жемчужной рекой" страховые компании неохотно работают с туристическими компаниями в плане финансовых гарантий.

По имеющейся у нас неофициальной информации, некоторые страховщики даже требуют подписывать договора страхования с открытой датой расторжения.

Выплаты огромных сумм для страховщиков всегда болезненны. Чтобы "отбить", допустим, 50 миллионов рублей, необходим будет не один год и большие объемы.

- А туристы?

- К сожалению, довольно часто на рынке возникают компании, которые демпингуют, продают большие объемы туров, а получив деньги от клиентов, переводят их за рубеж, куда-нибудь в оффшоры и объявляют себя банкротами. Ответственность в итоге ложится на плечи страховых. Туристы получают копейки, а владельцы туркомпаний потом создают новые... Пока такая лазейка в законе не будет устранена, путешественникам придется включать голову и критически оценивать предлагаемые на рынке дешевые туры...

Беседовала Ольга КАРПОВА.