Автобус едет мимо кассы

Пассажирам легче.

Рост онлайн-продаж билетов приводит к обнищанию российских автовокзалов и автостанций. Денежные потоки, которые ранее в больших объемах проходили через кассы транспортных узлов, с каждым годом оскудевают. А это для пересадочных пунктов - основной источник доходов: сейчас перевозчики отдают вокзалам пятую часть средств от продажи билетов в станционных кассах.

Чтобы как-то повлиять на ситуацию, федеральные власти решили обязать перевозчиков оплачивать ряд предоставляемых станциями услуг, а также зафиксировать величину сбора с продаж билетов. Соответствующий законопроект 11 июля был в первом чтении принят депутатами Госдумы.

О том, как эти новшества оценивают участники рынка, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказала директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук.

- Лилия Марковна, какие изменения произойдут, если данный законопроект будет принят?

- Автовокзалы и автостанции перестанут быть главными, а станут "прислугой" при перевозчиках. Они, конечно, не рады этому, так как привыкли работать в комфортных условиях - иметь с советских времен большой карман, куда стекаются деньги за билеты, а затем уже перечислять средства перевозчикам, когда им это удобно.

Но эра цифровых технологий диктует новые условия. Никто сегодня не хочет ехать на автовокзал, чтобы купить билет на автобус. Все хотят просто нажать кнопку в телефоне и приобрести билет. Поэтому в скором времени население вообще перестанет покупать билеты в кассах. Тем самым вокзалы лишатся значительного объема средств, которые оседали в их карманах, так как при онлайн-оплатах деньги будут поступать напрямую перевозчикам.

Чтобы транспортные узлы, которые сейчас существуют на проценты от продаж билетов (18-20% от объема собранных денег), могли в новых условиях содержать свою инфраструктуру, правительство решило прописать ряд обязательных услуг, которые должны оплачивать перевозчики.

- Какие это будут услуги?

- Это будет плата за услуги по транспортной безопасности, за помощь пассажирам в посадке и высадке, пользование перроном и другой инфраструктурой - зал ожидания, туалет и так далее.

Речь не идет о новых каких-то услугах. Они все те же. Просто тарифами на них предлагается компенсировать автовокзалам потерю процентов от сбора средств, в которых фактически была скрыта плата за пользование инфраструктурой и прочее.

- Как будет рассчитываться плата?

- Расчет будет вестись или на автобус, или на одного пассажира. Это будут четкие тарифы на услуги.

- Нет опасений, что тарифы сделают неоправданно высокими?

- Это все сказки. У нас любят попугать жителей. Если законопроект будет принят, то процент, который они получают с продажи билетов, просто переведут в услуги. Получится то же самое.

- Получается, данная схема полностью устраивает перевозчиков?

- Сегодня уже неважно, нравится это перевозчикам или нет. Транспортным компаниям приходится подстраиваться под предпочтения пассажиров, так как именно они диктуют условия. Если этого не делать, граждане очень быстро с ними распрощаются и отправятся прямиком на BlaBlaCar или к таксистам. Ведь до любого города сегодня вполне можно добраться на машине, воспользовавшись приложением в смартфоне.

А что сегодня нужно пассажирам автобусов? Чтобы транспорт останавливался рядом с домом, вовремя отправлялся, чтобы можно было его приход отследить на мобильном телефоне, и с помощью него же оплатить поездку. Сейчас ведь, чтобы уехать на такси, никто не идет для этого на остановку и не стоит в очереди. В будущем это ждет и автобусы.

Скажу больше, скоро вообще не будет никаких билетов. Пассажиры будут проходить в автобусы по мобильным телефонам, по получаемым на гаджеты QR-кодам. А через пять лет мы вообще забудем, что когда-то где-то платили наличными или картами. Все будут расплачиваться гаджетами.

Беседовала Ольга КАРПОВА