Таксисты без иномарок не вывезут?

Мнение уральского эксперта.

Госдума сегодня рассматривает во втором чтении поправки в закон о такси, устанавливающие требования к локализации машин. Проект подразумевает отказ от использования таксистами иностранных автомобилей. Степень этой локализации будут определять баллы, начисляемые машине властями в зависимости от того, сколько технологических операций при ее создании было выполнено в России. Если авто не набирает минимальных 3,2 тысячи баллов, его не допустят к госзакупкам и оно не сможет использоваться для перевозки пассажиров.

Предполагалось, что закон вступит в силу 1 октября, но идея вызвала бурную дискуссию. Представители агрегаторов неоднократно заявляли, что фактически требованиям будут соответствовать лишь модели "АвтоВАЗа", отдельные модели "Москвича" и электромобили Evolute. Соответственно, самозанятые водители иномарок будут отстранены от перевозок, а таксопарки лишатся возможности обновления.

В итоге ко второму чтению законопроект был откорректирован. Вступление закона в силу перенесли на 1 января 2033 года. Также будет разрешено использовать импортные машины, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси до 1 марта 2026 года, а для Калининградской области и регионов Дальнего Востока – до 1 марта 2028 и 1 марта 2030 года соответственно.

Но перевозчики по-прежнему не ждут от законопроекта ничего хорошего. Развеять их тревоги "Уралинформбюро" попросило вице-президента Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, эксперта в сфере такси Владимира Герасименко.


Владимир Герасименко. Архивное фото

– Владимир Леонидович, насколько такое ужесточение правил игры в сложившейся ситуации реально, а главное – насколько целесообразно? Ведь машины иностранного производства используют практически все агрегаторы Екатеринбурга. Не ударит ли это по бизнесу перевозок? Не останемся ли мы, потребители услуг, вообще без такси?

– Сама идея закона правильная. Мы должны защитить внутренний рынок от засилья иностранных автомобилей и сделать ставку на "локализованные" машины. Что это значит? Что машина произведена на заводе, расположенном на территории РФ и производящем большую часть технологических операций: сборка двигателя, коробки передач, сварка кузова и так далее.

Но это не обязательно "Лада" – которая, кстати, не на все сто российская – в ней порядка 20–30% деталей завозится из Китая! Это могут быть, например, автомобили китайских брендов, которые открыли у нас свои заводы и выпускают определенные узлы и агрегаты. Были свои местные заводы и у Kia, Mercedes, Audi, Toyota Camry – пока они из России не ушли. Также не попадут под новые требования автомобили, произведенные в рамках инвестиционного контракта на совместных предприятиях. Соответственно, на этих автомобилях тоже можно осуществлять перевозку.

– То есть перевозчикам нет смысла паниковать?

– Ограничения коснутся, по сути, очень узкого круга, который не влияет на состояние рынка перевозок. Другой вопрос, что реализация закона потребует мер господдержки. Например, это компенсация лизинговых платежей. Сегодня 80% автомобилей у таксопарков находятся в лизинге. Потянуть полную стоимость машины парки не могут – значит, государство должно помочь в части возмещения платежей, первоначального взноса и процентов по кредитам, взятым на приобретение локализованного автомобиля. По этому пути уже пошли несколько регионов, в том числе Ульяновская область.

Отдельно нужно защитить самозанятых водителей. Да, сегодня 80% таких таксистов ездят либо на полностью российских, либо на локализованных машинах. Но что делать с остальными 20%? Как вариант – ввести новые требования не с 1 октября 2025 года, как хотели, а позже. У водителей будет время нормально подготовиться, приобрести локализованный автомобиль, у перевозчиков – создать высокотехнологичные рабочие места, а у производителей – произвести автомобиль мирового уровня, привлечь в дело инвестиции и новые технологии.

– А что изменится для тех, кто работает в такси?

– Вообще я не вижу тут какого-то критического состояния дел. Даже если закон примут, он будет распространяться исключительно на новые автомобили, поэтому те 20% самозанятых, которые сегодня перевозят пассажиров на импортных авто по ранее выданным разрешениям, никак не пострадают. Закон не имеет обратной силы, а срок действия разрешения, выданного Минтрансом, – минимум пять лет.

Но есть важный нюанс: использовать автомобиль они смогут, если машина внесена в региональный реестр, а сам водитель – в реестр самозанятых перевозчиков. Сесть за руль, просто скачав приложение, не получится. Кроме того, сам водитель должен соответствовать определяемым государством требованиям: стаж работы, отсутствие нарушений ПДД и административных наказаний.

– Высказываются опасения, что после введения закона многие водители уйдут в тень, потому что им будет невыгодно работать в новых условиях…

– В Екатеринбурге и так порядка 70% таксистов работают в тени, не хотят получать разрешение, проходить технический и медицинский осмотр. К сожалению, мы пока не можем их из этой тени вывести. Но хочу напомнить, что сегодня даже мигранты, желающие работать в такси, должны иметь российское удостоверение.

Беседовал Евгений СУСОРОВ