Кого "нагреет" новая схема теплоснабжения Екатеринбурга?

Документ ушел на согласование в Минэнерго.

В январе 2025 года распоряжением правительства России Екатеринбург был переведен в ценовую зону теплоснабжения. Местные власти аргументировали необходимость перехода тем, что в городе требуется модернизировать износившиеся сети, при этом из трех возможных вариантов инвестиций выбрали самый дорогой – за 114 миллиардов рублей. Горожане, в том числе представители советов домов и ТСЖ, опасаются, что это приведет к значительному росту платы за тепло.

В первой половине июня прошли бурные публичные слушания по проекту новой схемы теплоснабжения. Чтобы его отклонить, не хватило лишь нескольких голосов. После этого документ, предполагающий огромные вложения в частные сети, был направлен на согласование в Минэнерго РФ.

О том, насколько это ударит по карману екатеринбуржцев, корреспондент "Уралинформбюро" поговорил с вице-спикером свердловского Заксобрания, руководителем фракции КПРФ Александром Ивачёвым.

Переход в ценовую зону теплоснабжения означает, что в населенном пункте при расчете тарифа на тепло будет применяться метод "альтернативной котельной". На его основании рассчитывается предельная цена на тепло, дороже которой услугу продавать нельзя.

– Александр Николаевич, 114 миллиардов рублей – это сумма инвестиций, которая окончательно закреплена в новой схеме теплоснабжения Екатеринбурга? Правильно мы понимаем, что "инвесторами" станут в том числе сами горожане?

– 114 миллиардов рублей – это цифра, содержащаяся в самой схеме теплоснабжения, которая планируется к принятию со стороны Минэнерго РФ и которая направлена администрацией города в качестве основной. Вся соль этой схемы – как раз в этой сумме инвестиций, и вся схема, которая занимает страниц 600, – фактически обоснование этих 114 миллиардов рублей и расписанные работы.

Формально утверждать, что вся эта сумма будет заложена в тариф для населения, мы не можем. Предыдущая схема теплоснабжения предусматривала другой вариант развития сетей и меньшие инвестиции – 85 миллиардов рублей. Сейчас новая – 114 миллиардов. И они [чиновники мэрии] прямо говорили: для того, чтобы реализовать эту схему с новым планом инвестиций, нужно, чтобы Екатеринбург вошел в ценовую зону теплоснабжения. Из этого мы заключаем, что эта новая зона была нужна для того, чтобы увеличить тарифы для населения – чтобы эти недостающие миллиарды собрать с людей.

– Есть ли на данный момент какое-то понимание по долям вложения в новую схему теплоснабжения? Например, сколько вложит бизнес, сколько придется вложить бюджету, сколько возьмут с населения? Вы поучаствовали в закрытом заседании комитета Заксобрания по развитию инфраструктуры – возможно, там что-то называлось?

– Единственная за всё заседание сумма прозвучала от [первого вице-спикера Заксобрания, бывшего мэра Екатеринбурга] Аркадия Михайловича Чернецкого: что 32 миллиарда рублей из этих 114 будут инвестициями со стороны ПАО "Т Плюс". Откуда будет взята остальная сумма – 82 миллиарда, – нам никто не поясняет. Хотя мы понимаем, что однозначно будут увеличены расходы бюджета на компенсации различным льготникам, которым нельзя повышать коммунальные платежи, и это точно будет частично из бюджета финансироваться. Плюс, я предполагаю, возможны прямые субсидии [из бюджета на новую схему теплоснабжения].

– А как насчет тарифа на тепло? Многие переживают, что он сильно вырастет.

– Насколько изменится тариф для населения, опять же никто не говорит. Но буквально следующим вопросом на заседании рассматривалось обращение главы Среднеуральска Алексея Стасёнка на тему вхождения города в эту же самую ценовую зону теплоснабжения. Так вот, у них есть прикидка на следующий год – рост тарифа на тепло на 17,8%. Почти 18% – это только в следующем году по Среднеуральску! А по Екатеринбургу никто цифры в принципе не дает.

И ладно если бы сети оставались государственными: государство инвестирует в свои котельные, в свои сети, надо – значит надо. А тут получается, что частный собственник за счет потребителей и за счет бюджета будет увеличивать стоимость своих активов.

– Пресс-служба Заксобрания после заседания сообщила, что "по итогам состоявшегося обсуждения депутаты рекомендовали администрации города продолжить разъяснительную работу с населением по вопросам, касающимся схемы теплоснабжения и тарификации, а также отнесения Екатеринбурга к ценовой зоне теплоснабжения". Это единственное решение, которое было принято по данному вопросу?

– Всё, что пресс-служба сообщила, было озвучено председателем комитета Валентином Лаппо, а голосование депутаты не проводили вообще. У меня было письмо в адрес комитета: "В соответствии с регламентом прошу организовать депутатские слушания…" – это форма, установленная законом и регламентом Заксобрания. И члены комитета должны были принять решение – надо их делать или не надо. А как это решение принимать, кроме как поставить на голосование? То есть депутаты должны были все-таки проголосовать, но по факту ни одно решение по этому вопросу не ставилось на голосование. Поэтому вот эта рекомендация городской администрации что-то там провести – со слов Лаппо. Председатель сказал: "Мы вам рекомендуем". Но депутаты за это не голосовали.

– На июньских публичных обсуждениях выяснилось и вы отмечали это в своем выступлении на заседании комитета, что в новой схеме теплоснабжения скрыта глава № 14 "Тарифные последствия". Как вы думаете, по какой причине?

– Уж если честно говорить, понятно, что они [чиновники] не хотят называть конкретные цифры – это очевидно, они этого боятся. Может быть, из-за социальных последствий, может быть, из-за того, что сами до конца их не понимают. Они напихали свои хотелки в эту схему – хотим то построить, хотим это модернизировать – и прямо написали в пояснительной записке к этой схеме теплоснабжения, что при ее разработке не руководствовались тарифными последствиями. То есть они пихали всё, что хотят, и прямо пишут, что, собственно, не думали, где брать на это деньги и как это скажется на тарифах.

Я допускаю, что многие из тех, кто даже присутствовал на заседании комитета, не знают ответа на вопрос, откуда будут взяты эти деньги. Скорее всего, ключевые игроки, такие как [председатель РЭК Свердловской области Владимир] Гришанов, знают, но никогда не скажут, а многие даже примерно не представляют.

Беседовал Сергей РОМАНЧЕНКО