Зарево красноярского пожара над Уралом

Готовьте огнетушители и парашюты.

Пожар в высотке в Красноярске шокировал россиян. Огонь охватил все 25 этажей, владельцы 120 квартир, получившие ключи всего 4 года назад, остались на улице. Только чудом никто из них не пострадал. Предположительно, пламя разгорелось из искры от сварочного аппарата - на одном из балконов делали ремонт.

Как могло произойти, что вспыхнул весь дом, и могут ли теперь спать спокойно жильцы новостроек - вот главные вопросы. Ответы на них "Уралинформбюро" попыталось получить у представителя ЗАО "Сибагропромстрой" Елены Щербаковой и директора Союза стройиндустрии Свердловской области Юрия Чумерина.

- Елена, ваша компания строила сгоревшую высотку на Шахтеров?

- Да, дом был сдан в 2010 году, мы являлись генподрядчиком. Заказчиком выступал Сибирский региональный центр МЧС России, а субподрядчиком - ООО "ПСК "Контур". Субподрядчик выполнял облицовку фасада, который и загорелся в минувшие выходные. "ПСК "Контур" предоставил нам пожарные сертификаты на материал - композитные панели. Также было получено заключение госэкспертизы. Плюс мы сами проводили испытания облицовочных плит. Ничего не предвещало беды. Есть вопросы к производителю материала - заводу "Алюком" из Железногорска. Но в любом случае выводы будет делать следствие.

- Я правильно понимаю, что композитные панели не должны были гореть?

- Правильно. Утеплитель под ними остался целым, он закоптился. Горела только облицовка. Температура в эпицентре пожара была очень высокой. Причем, непонятно, почему жильцы не воспользовались пожарными рукавами, которыми мы обеспечили каждую из 120 квартир. В доме находился пожарный гидрант. Возможно, жильцы выбросили рукава или не сообразили.

- Где сейчас размещены жильцы?

- Судьбу жильцов решает специальный штаб, созданный в администрации Красноярска. Насколько я знаю, большинство находится у родственников и знакомых. Если штаб решит, что нужна наша помощь, мы обязательно откликнемся. Пока же наша задача - содействовать объективному расследованию. После того, как будет установлена чья-либо вина, будет понимание, что делать дальше.

- Рядом со сгоревшим домом находятся идентичные новостройки. Их жильцы тоже рискуют?

- Мы сейчас проводим обследование жилых зданий, так как мы заинтересованы в том, чтобы ЧП не повторилось. Но нужно понимать, что мы передали дома заказчику, у каждого из них есть управляющая компания.

- Юрий Николаевич, про пожар в Красноярске можно сказать "из ряда вон"?

- Такие пожары не редкость в России. В Грозном горела 25-этажка. Потушить пожар не могли до тех пор, пока фасад полностью не выгорел. Там также использовались композитные панели. Похожий пожар был в Астане. В Екатеринбурге 7 лет назад произошло серьезное возгорание в доме на Белинского. Но тогда огонь распространялся по утеплителю.

- Получается, речь идет не о бракованной партии, а о композитных панелях вообще?

- Да. При их изготовлении часто используют алюминий и магний. Последний загорается от малейшей искры. Нередки случаи, когда пожароопасные стройматериалы поставляют под видом безопасных - поставщик или сам застройщик хотят сэкономить. Заключение обязательной экспертизы, которая проводится в специальных лабораториях, легко подделать. Или же можно "попросить" экспертов дать ложное заключение. Специалисты Ростехнадзора, которые обследуют высотки, также могут проглядеть опасный материал.

- Продукция "Алюкома" распространена в Свердловской области?

- Ее используют многие застройщики. Но добросовестные компании предпочитают керамические панели. Они более надежные и не горят.

P.S. Юрисконсульт компании "Алюком" отказался от комментариев, демонстративно бросив телефонную трубку.

Беседовали Марина СИРИНА, Мария КОМИНА

Видео: Кирилл Выхин | youtube.com

Актуальное