Дмитрий Кобылкин: "Природные запасы "любой ценой" никому не нужны"

Ямал играет все более значительную роль в арктической политике России.

Но наряду с активным освоением природных запасов на повестку дня выходят вопросы экологической безопасности региона и качества жизни населения. Об этом корреспондент "Уралинформбюро" побеседовал с губернатором ЯНАО Дмитрием Кобылкиным.

- Дмитрий Николаевич, Ямал по многим макроэкономическим показателям занимает лидирующие позиции среди других регионов России. В округе разработана долгосрочная инвестиционная декларация. Но, судя по проводимой региональной политике, социальные и экологические вопросы не менее, а то и более актуальны, чем повышение инвестиционной привлекательности региона.

- Да, у нас есть инвестиционная декларация. В округе реализуются масштабные инвестпроекты. Правительство Ямала помогает местным предприятиям развивать свой бизнес и привлекает в регион новые компании. Однако, думая о деньгах, нельзя делать их самоцелью и забывать о том, где мы живем и что оставим после себя. Финансы – это лишь средство повышения благополучия населения. Власти всех уровней и бизнес должны в первую очередь думать о качестве жизни людей, их будущем.

И экология – важнейшая составляющая нашей жизни и экономики. Это наше будущее. И если мы будем лишь бездумно добывать полезные ископаемые, экономя на экологической безопасности, то уже через несколько лет мы получим глобальные проблемы, решение которых дорого обойдется как региону, так и предпринимателям. Сегодня никому не нужна добыча природных запасов "любой ценой". Мы должны считать не только экономику проектов. Мы должны оценивать экологические и социальные риски.

- Но по силам ли бюджету Ямала решить существующие в регионе экологические вопросы?

- Безусловно, нет. Обеспечение экологической безопасности – задача комплексная: федерального уровня и регионального. Своими силами мы можем решить лишь часть вопросов. Остальные же требуют более глобального уровня – участия федерации и даже мирового сообщества.

И я рад, что реализация стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года стала одной из приоритетных задач федеральных органов исполнительной власти.

В первую очередь самого пристального внимания требуют, на мой взгляд, все крупные инфраструктурные проекты. Я имею в виду строительство газопровода "Северный поток" и нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан",  освоение шельфа Баренцева, Карского и Охотского морей и месторождений полуострова Ямал, а также реализацию проекта "Ямал СПГ".

Мы должны быть готовы к любым техногенным катастрофам, которые могут случиться на этих объектах. Формирование и размещение аварийно-спасательных бригад близ разрабатываемых месторождений позволило бы оперативно и эффективно реагировать на все возможные ЧП.

- Не секрет, что до сих пор не все нефтедобывающие компании утилизируют попутный газ, предпочитая его сжигать. Тем самым они не только теряют деньги, но и наносят ущерб природе. Как, на Ваш взгляд, можно было бы изменить ситуацию в данной сфере?

- Это еще один острый экологический и экономический вопрос, который требует решения на федеральном уровне. Нормативным актом правительства РФ уровень утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) определен в размере не ниже 95% от добываемого объема. Но этот показатель, к сожалению, выдерживают не все компании.

Сейчас на Ямале проводится целый комплекс мероприятий по повышению объемов утилизации ПНГ. Это и плотная работа с добывающими компаниями по реализации их программ сокращения сжигания ПНГ, и межрегиональный проект развития трубопроводного транспорта по маршруту "Ямал - Поволжье". Он поможет загрузить работой перерабатывающие предприятия регионов и обеспечит утилизацию 95% от добываемого ПНГ на Ямале. Есть и ряд других направлений работы. Но, на мой взгляд, изменение законодательства, регулирующего процесс эксплуатации месторождений на федеральном уровне, позволило бы решить проблему еще более эффективно.

- Кроме текущих экологических задач, есть еще и проблемы, доставшиеся региону в наследство от прошлых поколений. Например, ситуация с островом Белый…

- Совершенно верно. Это яркий пример того, к чему мы можем прийти, если будем безответственно относиться к природе сегодня. Остров Белый – это огромная территория. Его площадь составляет порядка 2 тысяч квадратных километров. За долгие годы здесь скопились кучи мусора: пришедшие в негодность постройки, останки техники, цистерны из-под топлива, части разорвавшихся метеорологических ракет. Свою лепту внесли и геологоразведчики, оставившие после себя пробуренные скважины.

Сейчас мы занимаемся тем, что ликвидируем накопленный экологический ущерб, чтобы привести территорию Белого в порядок. Разработан план, по которому очисткой острова занимаются специальные экологические отряды, состоящие из волонтёров разных регионов и стран. Параллельно обустраивается фактория Белого. Надеюсь, что это даст новый импульс жизни на острове.

- В последнее время в Москве и регионах вновь заговорили о внедрении экологического мониторинга. Что в этом плане уже реализовано на Ямале и что планируете сделать в ближайшем будущем?

- Хорошо налаженный экологический мониторинг позволяет получать полную оценку состояния окружающей среды на территории региона.

До недавнего времени на Ямале для этого было заложено всего 7 специальных полигонов. Основная их цель – забор проб воды, почвы, донных отложений, растительности и снега. В 2012 году количество точек мониторинга возросло до 10. Но при активизации промышленного освоения региона этого уже явно недостаточно. Поэтому в ближайшее время сеть мониторинговых полигонов расширится до 15.

Согласно постановлению правительства ЯНАО, предприятия округа также должны делиться своими данными локального экологического мониторинга в границах своих лицензионных участков, а вся полученная информация аккумулироваться в единой базе.

Большой объем данных о состоянии биоресурсов, воды, земли, воздуха, здоровья жителей и прочих глубинных параметрах территории мы получаем по итогам ставшей уже ежегодной комплексной научно-исследовательской экспедиции "Ямал-Арктика". Стоит отметить, что столь подробных исследований не проводилось с советских времен.

- Возвращаясь к вопросу международного участия в обеспечении экологической безопасности на Ямале. В сентябре в Салехарде пройдет знаковый для региона и всей России форум "Арктика – территория диалога" с участием иностранных государств и общественных организаций, на котором будут обсуждаться насущные вопросы и планы на будущее. А что уже делается на Ямале для создания здесь международной площадки?

- В соответствии со "Стратегией развития Арктической зоны РФ" ведется разработка проекта создания в Салехарде Международного многофункционального комплекса "Энергия Арктики". Он станет базовым полигоном для разработки и апробации в арктических условиях передовых технологических решений. В комплекс войдут Научный центр изучения Арктики, Межрегиональный экспедиционный центр "Арктика", Арктическая научная лаборатория высокоширотных исследований, Арктический научно-образовательный центр и Государственный научный фонд ЯНАО. Помимо них планируется участие и размещение современных финансовых институтов развития, федеральных структур, а также представительств международных организаций.

Пока же мы за счёт средств окружного бюджета реализуем "региональную" часть комплексного проекта "Энергия Арктики". В Салехарде возводятся Ситуационный центр ЯНАО и центральное управление ГО и ЧС. Для гарантированного обеспечения электроэнергией столицы округа и Международного центра строится новая электростанция мощностью 268 мегаватт, а из Надыма к Салехарду тянется волоконно-оптическая линия связи. К 2015 году ямальскую столицу с остальной частью страны соединит круглогодичная автомобильная дорога, строительство которой обойдется округу в 37 с лишним миллиардов рублей. Уже весной 2014 года откроют железнодорожно-автомобильный мост через реку Надым.

Кроме того, достигнуты предварительные договоренности о сотрудничестве с целым рядом ведущих вузов страны, включая МГИМО, МИИТ, Санкт-Петербургский политехнический университет.

- Дмитрий Николаевич, в начале интервью Вы говорили о том, что финансы – это лишь средство повышения качества жизни населения. Удается ли подчинить экономику интересам простых граждан? Насколько сегодня комфортна жизнь на Крайнем Севере?

- Ямал – единственный регион России, где отдельным категориям граждан предоставляется около сотни различных льгот и пособий. Большая их часть финансируется за счет регионального бюджета. Вообще надо сказать, львиная доля средств окружной казны расходуется на социальное развитие.

К примеру, сегодня в регионе в среднем происходит 16 новоселий в день. За два года 12 тысяч ямальцев переехали в новые квартиры. По темпам переселения по программе ликвидации ветхого жилья округ занимает в России лидирующие позиции.

К 2015 году на Ямале будет ликвидирован дефицит мест в детских садах. В настоящий момент в регионе строится и проектируется 30 новых детсадов.

Подобная социальная ориентированность бюджета и деятельности органов власти региона прописана в Стратегии развития Ямала до 2020 года.

И я хочу еще раз подчеркнуть, что экономические возможности – средство реализации социальной политики. Большая часть России – это Север. И он может и должен быть комфортным. Логика проста: богатства Арктики – будущее планеты, и это уже аксиома. Арктику осваивают люди. Не будет комфорта на российских "северах", не будет у России Арктики. К слову, на Ямале один из самых высоких показателей естественного прироста населения. Округ в лидерах по количеству новорожденных на тысячу человек. А недавно в рейтинге социального самочувствия регионов России, подготовленном на основе данных фонда "Общественное мнение" (ФОМ), ЯНАО занял первое место. Согласно замерам, большинство ямальцев смотрят в будущее с оптимизмом. И я  – из их числа.

Подготовил Андрей ГРАЧЕВ

Актуальное