Агломерация на вере

Время ли собирать города-камни?

Тема создания городских агломераций в последнее время частый "гость" в уральской информповестке. Руководство столицы УрФО вынуло из сундука идею создания "Большого Екатеринбурга", утверждая, что для объединения мегаполиса с Верхней Пышмой, Березовским, Арамилью и Среднеуральском не хватает лишь политической воли региональной власти. Курган грезит о Зауральско-Североказахстанской агломерации, которая объединит Петропавловск (расположен на территории Казахстана - прим.ред.), Курган, Шадринск и близлежащие муниципалитеты.

Тем временем Еманжелинск, Копейск, а также Сосновский, Коркинский и Еткульский районы "сплачиваются" вокруг Челябинска, а Верхняя и Нижняя Салда, Горноуральск и Невьянск – вокруг Нижнего Тагила.

Почему муниципалитеты хотят дружить и в какой поддержке от федерального центра нуждается эта дружба, корреспонденту "Уралинформбюро" рассказала один из разработчиков проекта "Большой Екатеринбург", доктор экономических наук, проректор УрГЭУ по международным связям Наталья Власова.

Чтобы не путать читателей, Наталья Юрьевна предложила начать с терминологии.

- Когда мы говорим об агломерации, очень многие смешивают несколько понятий. Мы должны различать уже сложившееся сотрудничество и административную законодательно оформленную структуру, которая предполагает разделение функций, закрепление границ. В первом варианте в РФ множество агломераций уже фактически сложились.

Но все-таки, когда в прессе появляется термин "агломерация", многие люди видят за этим угрозу. Они считают, что по сути это включение в границы крупного города малых. Однако речь всегда идет просто о сложившихся связях. Каких? Люди ездят на учебу, на работу из близлежащих населенных пунктов в центр города и наоборот. Сейчас из Екатеринбурга, например, многие ездят в Верхнюю Пышму. Кроме того это перемещения, называемые в западной практике "комьют", то есть связи между предприятиями, торговыми сетями.

- Существует ли сегодня в РФ правовая основа для создания агломераций?

- В принципе, препятствий к этому нет. Во-первых, Россией ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления. В этом документе говорится о механизмах межмуниципального взаимодействия, а агломерация – один из них. Во-вторых, федеральным законом РФ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления" тоже дается возможность для этого.

Иное дело, что не всегда прописаны механизмы. Один из путей - объединение, включение малых городов в границы большого. Другой - сохранение независимости каждого субъекта в формате ассоциации. В ней создаются советы или комитеты, на которые возлагаются функции по развитию этого конгломерата, реализации общих проектов.

Это - европейский вариант. На уровне ЕС есть спецпрограммы по стимуляции такого объединения. Если муниципалитеты договорились и от нескольких городов подали заявку на проект, то вероятность получить финансовую поддержку на 90% больше, чем если бы ее просил только город-ядро, например. У нас такой системы поддержки нет. Все пока остается на уровне политических призывов и лозунгов

Более того, наши города часто боятся проявлять инициативу в этом вопросе. Случается, что шаг влево или шаг вправо для муниципалитета означает нецелевое использование средств. И зачем им эта головная боль?

В 2010 году по инициативе Госдумы было проведено большое исследование, посвященное состоянию межмуниципального хозяйственного сотрудничества в РФ. При огромном количестве МО ученые насчитали всего 55 межмуниципальных хозяйственных обществ.Сейчас больше распространены ассоциации, у которых нет нет реальных рычагов воздействия, нет бюджета. Это - консультативные органы.

- То есть взаимодействие остается фактически на уровне "болтологии"?

- Да, в законодательстве нужно проработать механизмы и инструкции, дать понять муниципалитетам - что они могут делать и как. И подумать, какие ресурсы можно перераспределить в пользу объединений.

Вот, например, электрички. В чем суть агломерации? В связи с ядром. Если мы убираем этот способ сообщения, то снимаем интенсивность связей. Даже президент Владимир Путин отметил, что сохранение электричек - политически важная задача. Жители малых городов должны иметь доступ к ресурсам центра. Эта точка напряжения напрямую связана с проблемой агломерации.

Транспортный вопрос вообще один из самых острых. Возьмем пример Екатеринбурга: мы все понимаем, что некоторые города с ним срослись. Верхняя Пышма, например. В советские времена была идея создания троллейбусной ветки. Но тогда муниципалитеты не смогли договориться между собой, ведь возникает множество правовых вопросов. Например, в границах МО Екатеринбург действуют внутригородские тарифы, а с пересечением границы должны быть уже междугородние. Плюс неясно, кто должен оперировать этой троллейбусной веткой?

- Получается, сегодня проще и безопаснее просто присоединять "спутники" к "ядру"?

- Это один из путей, но не оптимальный. Так поступила Москва, часть территории "отрезав" у Московской области. Но законодательно это тоже сложно. В случае со столицей это было решение федералов. В случае с "Большим Екатеринбургом", например, изменить границы можно только через референдум. Такие попытки уже предпринимались в регионах РФ, и желаемого результата власти не получили.

- Почему могут быть против жители Екатеринбурга?

- Им не нужны будут слабые территории. Сколько их развитие будет стоить бюджету города? Я также не думаю, что пышминцы, например, спят и видят, как стать екатеринбуржцами. Вот жители Арамили и Березовского еще может быть. Верхняя Пышма самодостаточна благодаря УГМК. Местные органы власти могут "бойкотнуть" эту инициативу, ведь для них это потеря самостоятельности.

- А какие дивиденды могла бы получить от объединения столица Урала?

- У нас мегаполисы постоянно спорят - какой из них является третьим городом России? Сейчас на это место претендуют Новосибирск, Нижний Новгород и Екатеринбург. Главный критерий - численность населения. В свое время Новосибирск вырвался вперед именно благодаря присоединению поселков. Кроме того, города-спутники - это земельные ресурсы.

- Если говорить о Среднем Урале, то федеральные власти сейчас склонны поддерживать создание Горнозаводской агломерации вокруг Нижнего Тагила...

- Нижний Тагил - одна из точек роста региона, и, если мы хотим поддержать маленькие города вокруг него, то почему бы не избрать путь агломерации. Там есть проблемы с работой, учебой. Пусть это будет не объединение территориальное, а проекты, которые помогут людям из поселков более активно пользоваться ресурсами Нижнего Тагила. Например, можно запустить специальные автобусы, которые утром увозили бы людей на работу, а вечером домой.

- В последнее время в новостной повестке все чаще всплывает идея создания "Екателябинска" - некоего объединения двух уральских столиц. В качестве одного из условий называется создание высокоскоростной магистрали между городами. Как Вам видится этот процесс?

- Термин "Екателябинск" я не слышала. Но думаю, что эта идея не безумная. Урал – уникальная территория для России, здесь сконцентрированы крупнейшие города. В перспективе ВСМ – это неплохо. Но она не решит важнейшие проблемы, а, может быть, наоборот добавит. Для такой магистрали надо экономическое обоснование. Может, надо просто сделать качественную автомобильную дорогу между мегаполисами? Вот и будет предпосылка для конурбации (агломерации крупных городов - прим.ред.). В США от Бостона до Вашингтона тянется мегалополис (сверхагломерация - прим.ред.). Города Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Вашингтон связаны очень хорошо. Это плотно застроенная, эффективно освоенная территория.

- У меня лично складывается впечатление, что между российскими мегаполисами сегодня растет конкуренция, а не желание дружить...

- Конкуренция – это нормально. Органы власти дерутся за ресурсы. Екатеринбург и Челябинск боролись за право создания федерального университета. Оба города борются за транспортные потоки. Екатеринбург позиционирует себя как региональный хаб, мы хотим, чтобы челябинцы летали из Кольцово. Но это не исключает сотрудничества. На Западе есть понятие "конкуренция через сотрудничество".

- Амбициозные планы вынашивает Курган. В долгосрочную стратегию развития города заложена идея создать Зауральско-Североказахстанскую агломерацию. Как это будет выглядеть, непонятно. Есть предположения?

- Это очень интересная тематика. Если говорить о развитии Евразийского экономического союза, то один из важных моментов – приграничное сотрудничество. В какой форме это будет? Конечно, не просто объединение, а некая ассоциация.

- В условиях кризиса процесс создания агломераций затормозится? Ведь существует мнение, что, напротив, города-спутники будут тянуться к ядрам, чтобы выжить...

- Надо смотреть по каждому виду связей отдельно. Трудовые могут и упрочиться - люди будут ездить на работу в большой город после сокращения количества рабочих мест в малом. Там предприятиям устоять сложнее. Образовательная миграция может оживиться - сегодня вузы побуждают закрывать филиалы. Связи между предприятиями будут усиливаться, особенно с учетом антироссийских санкций.

Беседовала Александра ГАЗИЗОВА

Актуальное