Разговор с товарищем Ивачевым про памятник Сталину

В Екатеринбурге.

У мэрии уральской столицы попросили разрешить установку памятника Сталину. Она пока не отреагировала на письмо свердловских коммунистов. Тем временем это известие взбодрило горожан, дискутирующих, а нужен ли такой реверанс в пользу "вождя народов". Как может выглядеть Сталин, где его могут поставить и откуда возьмут деньги, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал первый секретарь свердловского обкома КПРФ Александр Ивачев.

– Александр Николаевич, в России появилась мода на памятники Сталину? Буквально на днях его поставили в Липецке, теперь на очереди Екатеринбург? 

– По большому счету, это не установка, а восстановление. Раньше памятников Сталину было много, но в результате политики Хрущева началась десталинизация, их снесли. Имя Иосифа Виссарионовича было замарано его сотоварищами по партии, а потом новой демократической властью. Она его на дух не переносила…

Что касается актуальности. К сожалению, мало рассматривается опыт сталинского управления. Зато этот опыт глубоко живет в народе, и поэтому образ Сталина так популярен.

– Общественное мнение это в какой-то мере подтверждает: практически каждое городское СМИ затеяло опросы насчет установки памятника. И результаты дают понять, что есть два полярных мнения: одни ни в коем случае не хотят видеть памятник, вторые – горячо приветствуют идею.

– Жесткое неприятие, думаю, связано не только с личными трагедиями и репрессиями в семьях. Ведь это основное обвинение в адрес Сталина. Однако это явление было не такого большого масштаба, как пытаются представить. Есть объективные цифры – статистика НКВД и других органов указывает, сколько людей было в лагерях и сколько реально расстреляно. Около 700 тысяч человек расстреляли, что подтверждено архивами.

Кстати, "58-я" политическая статья включала в себя в числе прочего хищение социалистической собственности. То есть часть обвиненных были не борцами с режимом, а преступниками. А сколько было перебежчиков к немцам и Власову во время Великой Отечественной войны? Этих людей тоже расстреливали по политической статье.

Надо понимать, что тогда Советский Союз находился в тяжелейшей внешнеполитической ситуации. Внутри происходили тектонические изменения – в экономике, социальной сфере. Мы из аграрной страны за 10 лет резко превращались в индустриальную. Это сопровождалось миграцией людей из села в город, переустройством сельского хозяйства. От мелкого, частного предпринимательства страна перешла к коллективному хозяйству. Конечно, это вызвало большое недовольство у людей. Даже в силу человеческого менталитета.

Сталин понимал важность изменений. Без жесткости мы бы не смогли пройти этот этап. Он ставил задачи и любыми методами их добивался. Это и спасло страну. Именно при Сталине наша страна встала в один ряд с США. Этого никогда не было прежде. В первую очередь это касается промышленного, техническо-научного уровня. Что бы там ни говорили, но это определяет вес державы в общемировом масштабе. Мы достигли при Сталине научных достижений на уровне мирного прогресса: ядерное оружие, межконтинентальные ракеты…

Полагаю, что если бы Сталин оказался сейчас во главе страны, он бы иначе вел свою политику. Развитие экономики тоже бы шло в другом русле. Для сравнения: в то время третья пятилетка ставила целью выход на уровень потребления капиталистических стран. Но коррективы внесли внешняя политика и война.

– А чем сейчас востребован сталинский опыт управления?

– А вы посмотрите, как в Хакасии боролись с пожарами. И что случилось с муниципальными служащими, которые отвечали за безопасность. Максимум их уволили. При этом они не окапывали и не защищали от огня населенные пункты. Только свои коттеджи. В итоге погибли люди.

Что было бы при Сталине? Ответ очевиден. При Сталине у партийной бюрократии была ответственность. А людям это и нужно. Поэтому наши жители сейчас выступают за установку памятника Сталину. Это - образ идеального чиновника.

– Вернемся к памятнику: обком КПРФ написал письмо с инициативой в адрес сити-менеджера Александра Якоба. Есть реакция?

– Никакой реакции нет. Но прошла всего неделя с момента отправки письма.

– Обсуждали в обкоме финансовую часть? Откуда взять деньги на памятник – народ станет скидываться или политизированный бизнес?

– Мы не начинаем пока сбор. Нехорошо собирать деньги, потом возвращать, если ничего не получится. А вот если мы согласуем место, убежден, что тогда легко найдутся средства. 

– Кстати, ваш состоятельный товарищ по партии, депутат Законодательного собрания Владимир Коньков готов дать деньги?

– Я думаю, Владимир Андреевич поучаствует. Но я пока озвучиваю свое предположение, мы с ним на эту тему не говорили. Но он во многом нас поддерживает, я думаю, и тут он не останется в стороне.

– Где делать памятник решили? И какой он будет - бюст или в полный рост?

– Где делать - технический момент, важно сколько средств соберем. Уверен, кинем клич - соберем.

По поводу внешнего вида – это вопрос вкуса. Нужен конкурс, надо будет смотреть разные проекты. Есть и наши художники, есть студенты Архитектурной академии. Они готовы поучаствовать - в вузе подтвердили. Так что будем выбирать из предложенных вариантов.

– Значит нужен только вердикт "отцов города", остальное дело техники? Кстати, в каком месте Вы видите памятник?

– Будем исходить их того, что нам предложат. Есть логика в том, чтобы установить его в бывшем Сталинском, ныне Орджоникидзевском районе. Допустим, на Площади Первой пятилетки, рядом с проходной УЗТМ. Там легко можно найти место, вопрос в наличии политической воли и желания.

Также нас порадует вариант установить Сталина на месте убранной Краснознаменной группы. Оно пустует (смеется). Хотя мы понимаем, что наткнемся на жесточайшее сопротивление…

Также Сталин во весь рост, с газетой в руках стоял в ЦПКиО. Так что можно просто восстановить этот памятник. Еще была скульптура Ленина и Сталина на лавочке. Она стояла на месте, где раньше находился памятник Малышеву…

– После установки памятника Ельцина его испортили вандалы. Понадобится охрана Сталину?

– Да, подобное может быть. Идеологическое противостояние коммунистам существует. К сожалению, при всей внешней поддержке советского курса нынешней властью – это присутствует. Эта истерия может привести к тому, что люди смогут облить памятник Сталину краской или сделать что-то еще.

Сталин ведь не просто человек, а целая концепция подхода к государственному устройству. Люди должны относиться к своей истории уважительно. Если большинство хочет видеть памятник Сталину в Екатеринбурге, значит, это надо принять.

Мы же памятник Ельцину не ломаем и краской не закидываем.

Ведь во Франции есть памятник Наполеону, в Англии – Генриху VIII. Они никому не мешают. Надо помнить, как народ может заблуждаться, и как народом могут манипулировать.

P.S. Сохранились сведения о пяти изваяниях вождю народов в Свердловске. Это бюст на Площади 1905 года, гипсовая скульптура у входа в ЦПКиО, аналогичная скульптура у больницы на Репина и памятник Сталину в парке Дворца пионеров на Вознесенской горке. Пятая композиция – Ленин и Сталин на скамейке располагалась на площади Малышева у храма "Большой Златоуст".

Беседовал Александр РОДИОНОВ