Прокуратуру зовут на свердловский капремонт

Проверять Александра Караваева.

К концу 2015 года на Среднем Урале должны быть капитально отремонтированы около 1000 жилых домов. Но региональный Фонд капремонтов затянул начало работ – в итоге они оказались под угрозой срыва. Накануне глава Каменска-Уральского Михаил Астахов лично проверил, чем реально заняты подрядчики и субподрядчики. Итогом стало его распоряжение о прекращении фасадных работ – были выявлены нарушения технологии и требований мер безопасности. По итогам ревизии он заявил "Уралинформбюро": первый блин у фонда вышел "комом". И намерен посоветовать прокуратуре проверить деятельность его главы Александра Караваева. 

– Михаил Семенович, Вы лично проинспектировали жилые дома, в которых начат капремонт. Какое впечатление от увиденного, на каком профессиональном уровне и этапе находятся работы, которые курирует региональный Фонд капремонта?

– До появления федеральной программы капремонтов действовал ФЗ 185 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Каменск-Уральский участвовал в рамках этой программы четыре года подряд – как ни один другой город России. Сначала мы попали под действие закона как моногород, потом к нам приезжала комиссия. Она определила качество выполненных работ и вынесла вердикт, что оно хорошее, и нам дали возможность еще поучаствовать в программе. За это время было освоено 1,5 миллиарда рублей - 360 домов мы отремонтировали.

То, что я увидел сегодня (16 сентября, в ходе инспекции ремонтируемого жилфонда – прим. ред.) – очень жалкое зрелище. Плакать хочется. При такой организации начала работ – это никуда не годное дело. Конкурсы отыграли в июне месяце! Беда в том, что делали это не мы, а региональный Фонд капремонтов. За все отвечает он и только он. Была дана задача по созданию Фонда, он начал работать, а мы никак не могли повлиять на ход этих подготовительных работ – потому что есть закон и ответственные люди. Так происходит во всех городах Свердловской области.

Сегодня 24 тысячи домов в Свердловской области находится в зоне ответственности этого фонда. Необходимо определить, какие дома попадут под ремонт первыми, как правильно провести обследование домов, как составить сметы, как подготовить конкурсную документацию, определить победителей. И главный вопрос – проведение ремонтных работ.

На всех этапах муниципальные власти Свердловской области были отстранены от этих мероприятий. И это - самая большая ошибка, потому что именно муниципалитет сегодня полностью должен вести работу по проведению капремонтов.

– Как получилось, что руководство регионального Фонда капремонта отказалось от взаимодействия, почему они не идут на диалог с главами городов?

– Ну, я не знаю с чем это связано. То ли эту позицию шквал вопросов организационного характера предопределил, сложный процесс вхождения в эту проблему, подбор кадров, проведение конкурсов, составление смет, поиск организации, которая будет осуществлять надзор… Не знаю.

В бытность действия 185 закона правительство определило несколько городов. Власть услышала наши предложения, проверили все сметы и дали добро на работу. Сегодня все не так. Есть Фонд, который определил, что под ремонт пойдут ранее построенные дома. Дома в Каменске-Уральском проверяла определенная Фондом компания из города Заречного. А как она их обследовала? Не привлекая управляющие компании. Нам говорят, что привлекали, но на деле все иначе.

Прежде как было? Все делали свои организации, которые досконально знали состояние жилфонда, почему тот или иной дом проблемный. В каком крыша течет, где система отопления плохая… И мы потом вместе определяли приоритет в проведении ремонтов жилья.

К примеру, на 2016 год в Каменске-Уральском заявлены на проведение капремонта 66 домов. Все они попали в перечень по возрасту. А ничего, что 16 из этих зданий уже прошли ремонты по 185 ФЗ?! Соответственно, из графика их надо убирать. Я к чему – Фонд капремонтов разложил все по годам (до 2044 года – прим.ред.), не учтя фактическое состояние домов. Например, дом моложе – ему не 60, а скажем, 45 лет. Но построен он был не так, как нужно, и теперь находится в ненадлежащем состоянии. Но в программу он не попал, хотя требует проведения срочных работ.

Во времена СССР при каждом заводе Каменска-Уральского был свой жилой фонд, который строили эти предприятия. Они его содержали и ремонтировали. После приватизации новые собственники отдали все жилье городу. Мы его взяли без господдержки и денежных средств. Тем не менее, остались организации ЖКХ, которые в свое время при заводах занимались содержанием жилфонда. И сегодня они продолжают работать на подряде у местных управляющих компаний. Возникает вопрос – кто сделает качественнее ремонт? "Специалисты", пришедшие к нам из других городов, которые не имеют ремонтного персонала (они его ищут, нашим работу предлагают, тащат сюда кого-то) или люди, которые 30 лет обслуживали дом, знают, какие в нем проблемы, и могут сказать, что нужно отремонтировать в первую очередь?

Не лучше ли по их предложениям провести обследование жилья, составить снова сметы и отдать фонд этим организациям. Они сделают качественный ремонт. И, не дай Бог, если через пять лет что-то случится – мы виновных призовем к ответу, и они никуда не убегут отсюда. При нынешней схеме мы, конечно, тоже найдем отвечавшего за ремонт человека, но только уже как физическое лицо. Потому что "юридическая одежда" у него будет на тот момент другая. Все - никаких претензий уже не предъявить.

– Знаю, что Вашу позицию разделяют главы других городов, вы сообща озвучивали претензии в адрес Фонда капремонтов областному премьеру Денису Паслеру? Вас слышат?

– Председатель правительства заинтересован в решении этого вопроса. Новоуральск, Верхняя и Нижняя Салда с такими же вопиющими фактами нарушений столкнулись, как и Каменск-Уральский.

Мы спрашиваем: что же делается, ребята? Определили дома, составили сметы, а когда объявляют конкурс – дома остались те же самые, виды работ те же самые, а суммы почему-то в два раза уменьшились в сравнении с тем, что были изначально утверждены. Проходит первый конкурс – никто на работы не заходит. Денег-то мало и специалисты в этой сфере это прекрасно понимают. Затем приходит генподрядчик, и нанимает субподрядные организации. Я приглашал наши подрядные организации на встречу с генподрядчиком, который предлагал им 30% дисконт (удешевить реальные работы от смет на 30%, а разницу "попилить" - прим.ред.). При разговоре он отказался от своих слов, мол, я такого не говорил. Тут же сидели прокурор, начальник полиции и начальник ОБЭП. Ну, ладно, не говорил...

Сегодня я был на объектах на улице Октябрьская – генподрядчик отдал работы "субчику", а тот – еще одному субподрядчику. С какими "интересами" они это делают? Может уже не 30%, а 40%, а кто-то получает еще 5% и так далее? Мы, жители, платим тариф на капитальный ремонт в размере 8 рублей 64 копеек за квадратный метр, и я хочу, чтобы этот ремонт прошел качественно.

Как сейчас получается – труба одна, а на замену предлагается другая. Или штукатурка… Мы посмотрели, как эти ребята меняют фасады. Он, бедный, на люльке спускается, берет мастерок, штукатурку, усилие, отталкивается, потом снова. Так работать не положено. Фасадные ремонты должны обязательно проводиться с установкой лесов, в касках. Что они у нас сделают при таком подходе?

В общем, я дал команду остановить фасадные работы. Такими темпами они не успеют сделать к октябрю. Если мы сырую штукатурку запустим в мороз, что будет? Все разорвет, и деньги окажутся выброшенными на ветер?

– Контрольный срок работ – октябрь, а какой будет реальный?

– Да, октябрь. Но не сделают они с такими подходами – там нет специалистов. Верхолазы могут ремонтировать межпанельные швы, но не стены 20 метров шириной. Еще раз говорю – нельзя так. Первый блин у регионального Фонда капремонтов вышел комом. Жители нам прямо заявляют: зачем нам нужны такие работы? Просят нас: дайте нам право самим выбрать подрядную организацию.

Принципиально есть такое право – создавайте ТСЖ, открывайте свой счет, проводите ремонты. Например, сегодня ТСЖ дома 1937 года постройки, которое собирает средства с 2009 года, получило из Фонда 14,5 миллиона рублей на кровлю, фасад, инженерные сооружения, электрику, подвал. Замечательно, ведь жильцам никогда не собрать самим такую сумму…

В итоге мы приходим к тому, что есть два варианта – либо собственники собирают деньги сами, либо их предоставляет Фонд… Муниципальная власть очень заинтересована в отладке пока еще очень сырой системы. Потому что потом все шишки начнут валить на нас. Сегодня мы контролируем, но не принимаем никакого участия в составлении смет, в отборе подрядчиков.

– Есть конкретные предложения по выправлению сложившейся ситуации?

– Было бы неплохо, если бы города с населением от 100 тысяч жителей могли создавать муниципальные фонды капремонта. С возможностью самостоятельно аккумулировать там деньги, составления смет, проведения конкурсов и работ. Ну, и с ответственностью ("шаг в сторону – расстрел").

Мне, как главе Каменска-Уральского, нужен единый подход и достойное лицо города. Мы сейчас предлагаем малому и среднему бизнесу объединиться – коммунальщикам, ремонтникам, сетевикам. В этом случае они могут получить гарантированный фронт работ на 30 лет. Кто еще даст такие гарантии? Мы, несмотря на кризис, все равно все будем платить квартплату. И ремонты мы будем делать, потому что хотим жить со светом, в тепле, с водой и работающими туалетами.

Если же останется только региональный Фонд, мы с коммунальщиками намерены создать единую корпоративную организацию, в которую они войдут учредителями и станут побеждать в конкурсах на проведение капремонтов жилья. Побеждать в любом случае. Допустим, в следующем году нам нужно отремонтировать 66 домов, на это выделят 200 миллионов рублей. Согласитесь, это для бизнеса поддержка серьезная. Считаем: 35 лет, такие суммы ежегодно – солидная гарантия работы получается?

На выходе получаем поддержку местного малого и среднего бизнеса и рынка труда одновременно. Естественно, с полным разделением труда: одни будут заниматься кровельными работами, другие электрикой, третьи –  канализацией и так далее. Все с защитными средствами и техникой, которая прошла обязательную аттестацию.

– Реально создать эту условную СРО к 2016 году, чтобы она заявилась на конкурсы регионального Фонда капремонтов? И как идею воспринимает Александр Караваев, она ему по душе?

– Реально. Надо ее создавать на базе конкретной организации, допустим, "Синарского трубника". Конечно, такой организации потребуется время для прохождения аттестации. Можно даже создать две компании, чтобы одна Синарский район города обслуживала, а другая Красногорский.

С Караваевым я встречался вчера вечером (15 сентября – прим. ред.). Я ему все рассказал. Но он ссылается на законодательную базу, говорит: она не даст вам это все сделать. Отвечаю ему: ну, хорошо. Но определить-то уровень домов и все остальное мы можем? И спрашиваю – зачем тебе лишние головные боли? Вот ты включил 66 домов, а 16 ранее отремонтированных оттуда выпадают. Зачем тебе это надо, если мы грамотную информацию сами дадим?

Не слышит! В итоге одна подрядная организация зашла к нам в город в августе, вторая в сентябре, и обе из Екатеринбурга. Конечно, нас, глав городов, это сильно беспокоит. В ближайшее время губернатор Евгений Куйвашев проведет с главами муниципалитетов большое заседание. Этот вопрос мы будем поднимать и ставить его жестко. Нужно, чтобы люди нам поверили, чтобы пришли не разгильдяи, чтоб было не так, как обычно в коммуналке – деньги разворовали, а результата нет.

Кстати, реальное положение дел в сфере капремонтов МКД – это серьезное поле деятельности для прокуратуры. Пусть они проверят договоры между генподрядчиками, субподрядчиками и убедятся, на какие суммы в действительности выполняются работы. Это можно сделать уже сейчас, чего ждать? 

– Насколько все-таки реально воплотить в жизнь идею о создании муниципальных фондов капремонтов?

– Сейчас в рамках работы комиссии президиума свердловского политсовета "Единой России" по контролю в сфере ЖКХ мы проводим проверки капремонтов и в других муниципалитетах Свердловской области. Там такая же ситуация – ребята пришли заработать и побольше вывести денег. С другой стороны, подрядных организаций на такой фронт работ сегодня в области тоже мало. Я бы сказал, надо кадры готовить.

Идею с созданием муниципальных фондов капремонта на совещании у Евгения Владимировича я озвучу обязательно. Если федеральное законодательство предполагает лишь областной Фонд, то на уровне Законодательного собрания Свердловской области мы должны инициировать соответствующий законопроект и вынести его на рассмотрение Госдумы РФ. Чтобы сделать не коммерческую структуру, а настоящий, живой фонд.

Беседовал Александр РОДИОНОВ