Евгений Артюх: "Люди пойдут голосовать, а там случится магия"

"Пенсионеры" рассчитывают на 12 мест в Госдуме.

"Партия пенсионеров за справедливость" 9 июля одной из последних провела свой съезд по выдвижению кандидатов в депутаты Госдумы. И сразу же российские СМИ бросились обсуждать фамилии. Больше всего досталось экс-губернатору Челябинской области Михаилу Юревичу. Его не пустили в ряды "Единой России", его ждали в "Родине", его видели одномандатником, но никто не ожидал его участия в выборах под флагом "пенсионеров".

Но и без бывшего главы Южного Урала в списках партии хватает весомых имен. В том числе и бывших представителей "Единой России", вплоть до глав региональных отделений. Неожиданностей оказалось настолько много, что в тот же день пресса заговорила о возможной отмене итогов съезда. Что за люди присоединились к "пенсионерам", как попали в список и на какую "магию" рассчитывают, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал глава партии Евгений Артюх.

- Евгений Петрович, закончился съезд партии, но утвержденные на нем списки кандидатов в Госдуму еще не опубликованы. Когда их можно будет увидеть?

- Мы не хотели бы их вывешивать до сдачи в Центризбирком. Пока лишь могу говорить по конкретным персоналиям. А также о том, что по итогам съезда мы выдвинули в составе федерального списка 387 кандидатов и 166 — в качестве одномандатников. При этом заявок нам пришло порядка 700 - то есть мы проводили серьезный отбор претендентов.

Какие критерии? Это не должны быть люди с криминальным прошлым, со скандальной репутацией, не должно быть непатриотов, да прямо даже скажу: белоленточников не должно быть. И чтобы эти люди разделяли нашу программу, цели и задачи партии.

- Самой обсуждаемой персоной стал экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич. Есть в списках еще кандидаты подобного уровня?

- Что касается бывших губернаторов. Михаил Юревич, он же — действующий депутат Госдумы, псковский экс-губернатор Евгений Михайлов, Владимир Бутов — это бывший глава Ненецкого автономного округа. Плюс экс-мэр Калининграда Юрий Савенко.

Из депутатов Госдумы - Олег Савченко из Волгоградской области. Он участвовал в праймериз "Единой России", но сейчас вышел из состава этой партии. Раньше он, кстати, возглавлял региональное отделение ЕР в Волгоградской области.

И хочу сказать, список у нас не сводится только к "бывшим". У нас три Героя России. Сергей Нефедов, Евгений Кирбшин в Москве, испытатели космической техники. По Крыму идет Юрий Ставицкий - пограничник, нашел меня сам, кстати.

- Для партии, которая еще год назад была малоизвестна за пределами Урала, масштаб впечатляет. Как удалось собрать таких кандидатов?

- Эту работу я начал сразу после съезда в декабре. Меня 26 декабря избрали председателем партии, а 27 декабря я начал готовиться к выборам в Госдуму. И все это время мы - наши региональные отделения, мои заместители, президиум партии — вели работу.

- Выборы, тем более в таких масштабах, - это довольно затратно. Откуда деньги для проведения столь масштабной кампании?

- Наша принципиальная позиция - мы проводим всегда малобюджетные кампании. И когда эксперты смотрят на, грубо говоря, стоимость одного мандата, который получает "Партия пенсионеров" по отношению к другим партиям, они удивляются, потому что мы работаем немножко по-другому. Понятно, что нужны ресурсы на рекламу, но мы работаем с нашим пенсионерским активом, через наши региональные и местные отделения, и потому наши кампании малобюджетны. А в день голосования происходит магия — я прямо настаиваю на этом слове — когда избиратель приходит на участки голосования, смотрит бюллетени, видит, что в принципе все партии — это сугубо политические проекты, политизированные в самом плохом смысле, а "Партия пенсионеров" — это такая безобидная партия в защиту наших стариков и будущих пенсионеров, и происходит магия. И эта магия дает нам всегда результат.

- Итоги съезда вызвали массу недовольства у ряда лиц, говорят даже о возможной отмене результатов — что думаете вы? Кто возмущается и почему?

- Юридических оснований для отмены итогов съезда нет. У нас на съезде присутствовали 67 делегатов. Полномочия делегатов были установлены и подтверждены мандатной комиссией. При этом на съезде, в соответствии с законом "О политических партиях", было проведено тайное голосование. Поэтому юридических оснований для признания съезда нелегитимным нет. Мы своевременно уведомили Минюст РФ и Центральную избирательную комиссию, представители Центризбиркома присутствовали на нашем съезде.

Что касается разговоров о недовольных, то эта информация не соответствует действительности: на съезде не было никаких недовольных. Более того, эта информация была вброшена через одно информагентство, а потом была распространена по СМИ в момент, когда еще, собственно, голосование не состоялось и вообще рано было говорить о каких-либо итогах. Мы считаем, что это был целенаправленный вброс, и одна из рабочих версий — это сделали наши оппоненты, прежде всего это партии, которые работают на "левом фланге", которые пытались таким способом повлиять на итоги съезда или даже сорвать его. Это была информационная атака на нас.

- В списке партии достаточно много интересных имен, но в федеральную часть из них никто не вошел. Почему?

- Что касается общефедеральной части, то там люди, что называется, достаточно известные в узких кругах. Владимир Бураков давно в нашей партии, занимается партийным строительством, его знают. Владимир Ворожцов — генерал-майор, всю жизнь отдавший работе в наших спецслужбах, и известен в этих кругах. Игорь Хмельнов — адмирал, командовал Тихоокеанским флотом, был начальником штаба ВМФ России.

Мы ограничились четырьмя фамилиями в общефедеральной части для того, чтобы дать возможность развернуться региональным группам, чтобы у них был интерес и возможность конкурировать за места. Если бы мы 10 человек "забили" в федеральную часть списка, то - в случае прохождения партией 5% барьера она получает 12 мандатов — первые 10 достались бы списку, на региональные группы осталось бы 2, и у наших единомышленников было бы меньше интереса к работе. А так у территориальных групп есть хорошая мотивация для работы.

- Один из трендов этих выборов — упор на военных. Вот и у вас тоже: в федеральном списке и генерал, и адмирал — зачем делать ставку на силовиков?

- С одной стороны — патриотическая повестка сегодня очень актуальна. С другой — мы старались с этим не перестараться. И если посмотреть в общем составе списка, то у нас военных не так много - меньше 10%. У нас много общественников, есть ученые. К примеру назову, Вячеслав Ондар, наш кандидат в Тыве — хирург, работает в Институте геронтологии в Москве, возглавляет тувинскую диаспору в Москве, очень уважаемый человек в Тыве.

- Вы много работали с ОНФ, много взаимодействовали с сопредседателем Александром Бречаловым. Как будет выглядеть это взаимодействие дальше?

- На стадии подготовки списка кандидатов мы советовались, я лично советовался с руководством ОНФ, относительно их пожеланий по тем или иным кандидатам, возможности привлечения этих кандидатов в нашу кампанию. Я считал это необходимо делать, чтобы это было этично с нашей стороны и не противоречило каким-то планам Фронта. И в ряде случаев было совместное решение, мы отказались от приглашения ряда людей, в том числе и очень достойных потенциальных кандидатов.

Что касается дальнейшей работы, то хочу сказать, что мы позиционируем себя как прогосударственная, пропрезидентская партия, мы возродили фактически партию в 2012 году, поддержав на выборах президента Владимира Путина. Поэтому мы и в программных наших установках, и на съезде сказали, что мы поддерживаем курс президента, и формировали список из людей, которые бы и дальше могли работать в президентской повестке по наведению порядка в стране. Это и борьба с коррупцией, и использование бюджетных средств. "Честные закупки" — проект ОНФ, наши некоторые партийцы работают в нем.

Почему, кстати, у нас появились такие люди, как Юревич, к примеру? Потому что помимо социальных задач и вопросов, которые мы будем обозначать, нам нужно делать и предложения в экономической области. Юревич имеет опыт успешной реализации экономических проектов, будучи предпринимателем, а также опыт успешного руководства городом и регионом. И мы считаем, что он один из тех, кто активно и эффективно поддерживает политику президента Путина. А то, что в свое время оставил свой пост — на наш взгляд, по сути дела это - результат клановой борьбы, обострившейся сегодня в Челябинской области. Мое частное мнение, но я хочу, чтоб оно прозвучало, эта клановая борьба не позволила ему дойти до финала на праймериз "Единой России" в Челябинской области. Не было бы никаких вопросов и скандалов, если бы ему дали возможность спокойно на праймериз победить, стать депутатом и представлять интересы региона в Госдуме. Но борьба кланов привела к тому, что произошло. При этом нам он интересен, как человек, знающий, как реализовывать экономические проекты. Это очень важно в нынешней ситуации, когда президент говорит о необходимости развития бизнеса, о необходимости развития экономики, когда у нас проблемы с бюджетом. Поэтому таких деловых людей мы тоже привлекли. У нас есть коллеги из "Опоры России", например, Николай Караваев в Удмуртии.

- Из ОНФ много людей?

- Я не могу сказать, что много. Ведь в ОНФ нет формального членства. Людей, кто имеет статус в Движении, вроде сопредседателя Свердловского отделения Николая Косарева — немного, из сопредседателей он один. Но есть очень много людей, которые являются экспертами, активистами - у них нет удостоверений, но они все рано с движением. К примеру, лидер списка по Чувашии Николай Степанов - он возглавляет реготделение партии, активист ОНФ. Кроме того известен тем, что на встрече Фронта с президентом в Йошкар-Оле задавал вопрос, который затем вошел в перечень поручений президента по итогам Форума. Или Владимир Вуколов - активист ОНФ в Калининградской области.

- Помимо общефедеральной части списка вы также выдвинулись по Березовскому одномандатному округу. Почему именно там?

- Я этот округ выбрал еще в феврале месяце, начал в нем активную работу. Для меня, если честно, было без разницы в каком округе в Свердловской области выдвигаться, потому что я работал всегда на территории всей области. Но так получилось, с учетом того, где выдвинулись остальные мои коллеги, что я взял Березовский.

У нас по Свердловской области: экс-депутат екатеринбургской городской думы Илья Тыщенко — по Каменскому округу №169, мой помощник и заместитель Василий Ханжин - по Нижнетагильскому №171, по Асбестовскому округу — Яков Невелев. По Первоуральскому округу у нас выдвинулся Василий Смолянинов — общественник, предприниматель, по Серовскому округу — Иван Волков, руководитель юрфирмы "Юрлига". А по Свердловскому округу №168 - Николай Косарев.

- Идут разговоры, что у многих партий, таких как "Родина", "Парнас", "Патриоты России", накануне съездов ряды очень сильно поредели после звонков из Администрации президента. Тот же Юревич не исключал выдвинуться от "Родины". Бывший омбудсмен Челябинской области Севастьянов планировал от нее же. Оказывали ли давление на вас?

- Когда мы говорим о партиях, о партийной деятельности, то мы - самостоятельная и независимая партия. Но при этом мы понимаем, что раз мы занимаемся политической деятельностью, то в интересах страны, и есть целый ряд моментов, которые на политическом уровне мы должны понимать и соблюдать.

Мы при подборе кандидатов руководствовались тем, чтобы они не вели антироссийской деятельности. Второе — мы участвуем в конкурентной кампании. А в чем смысл этой конкурентности? Обеспечить легитимность избранной Государственной Думы. Под легитимностью мы понимаем не формальное соблюдение процедур, связанных с выборами, а признание населением России результата выборов. И мы считаем, что тот список, который мы сформировали, включая Юревича, включая Героев России, служит именно конкурентности.

Не могу подтвердить, что на нас давили. При этом хочу сказать, что накануне съезда и в день его проведения мне поступало очень много звонков, звонили люди, которых я даже и не знаю, которые либо представлялись какими-то именами, либо даже не представлялись, но ссылались на какие-то высокие должности вышестоящих начальников, которые просили, требовали, стучали по столу кулаком, чтобы какого-то кандидата передвинуть, снять, не ставить и так далее. Я не знаю, кто были эти люди, не исключаю, что это были провокации. И в этой связи я не могу говорить, что на нас давили. Могу лишь подтвердить, что мы сформировали свои списки самостоятельно, по собственному усмотрению, исходя из тех принципиальных базовых позиций, о которых я сказал выше.

- На какой процент вы рассчитываете по итогам выборов?

- У нас на съезде звучали разные цифры, вплоть до 20%. Вскрытие покажет. Но если выборы будут честными, если у всех партий будет одинаковый доступ к информационным ресурсам, если не будет подтасовок, то мы вполне вправе претендовать на 17-20%. Это очень легко, кстати, считается: из 90 миллионов избирателей 42,7 — пенсионеры. При этом именно пенсионеры ходят на выборы. И если хотя бы 10-15% из них проголосуют за нас, то мы получим свой процент гарантированно — в этом и есть наша "магия".

Беседовал Игорь ЧУКРЕЕВ