Владимир Мостовщиков: "С нарушениями на выборах сталкиваюсь каждый день"

Взгляд профессионала.

До Единого дня голосования остался ровно месяц. 18 сентября 2016 года в России будет избрана новая Государственная дума, а в Свердловской области – новый состав депутатов Заксобрания. Как отмечают наблюдатели, агитация в этом году идет достаточно вяло, без громких лозунгов и с невнятными позициями большинства политических партий. Чего ждать от кампании, чем она отличается от предыдущих, где и как могут фальсифицироваться результаты голосования, "Уралинформбюро" рассказал экс-глава областного избиркома Владимир Мостовщиков.

- Владимир Дмитриевич, в сравнении с тем, как проходила в Свердловской области прошлая избирательная кампания в Госдуму и Заксобрание, многие отмечают, что эти выборы проходят очень спокойно и даже тихо: нет ни скандалов, ни заявлений, агитации в разы меньше, чем было в прошлый раз. На Ваш взгляд, у нас спокойные выборы?

- Не стоит торопиться с общей оценкой избирательной кампании, ее главный этап только наступает и все еще впереди, в том числе будет рост активности агитации, будут жалобы и скандалы. Я думаю, что сентябрь настанет, и мы все это еще увидим.

- Какие, на Ваш взгляд, особенности этой кампании?

- Прежде всего, во многом другой является атмосфера, в которой проходят выборы: внешняя и внутренняя, вряд ли надо расшифровывать. На повестке дня стоят вопросы укрепления единства нации, о чем не раз говорил президент, реального разрешения проблем, что волнуют граждан, выработки, по сути, нового курса внутренней политики, что возможно только в условиях глубокого обновления в системе власти на всех уровнях. Понятно, что выборы призваны сыграть свою роль.

Более многочисленным стал состав участников выборов. Ныне не семь партий, как пять лет назад, а в десять раз больше - 14 из них зарегистрировали свои списки. Еще больше партий выдвинули кандидатов по округам. Это привело к дефициту претендентов на кандидатство, к их переходам от одной политической силы к другой, в том числе в ходе кампании. В то же время появилось много новых лиц, ранее не замеченных на политическом поприще.

Изменилась избирательная система на федеральном и местном уровнях: смешанная система на выборах в Госдуму и мажоритарная на выборах депутатов местных дум.

Система избирательных комиссий на всех уровнях не вполне была готова к проведению кампании, что приводит к ошибкам, недочетам, усложняет деятельность партий и кандидатов.

- На одной из недавних пресс-конференций Вы обещали, что будете помогать части кандидатов консультациями о тонкостях избирательного права. С чем в основном обращаются?

- Обращения были, есть и будут со стороны кандидатов по всем выборам. Главным образом идут консультации по контактам с избирательными комиссиями, по формам и методам ведения агитации, по рассмотрению конкретных правовых ситуаций.

- Одним из скандалов на старте избирательной кампании стала история об отказе ЦИК в регистрации части кандидатов "Партии пенсионеров за справедливость" из-за различных проблем с документами. На Ваш взгляд, взгляд человека, который много лет возглавлял региональный избирком, насколько критичны были проблемы с документами, и действительно ли было необходимо принимать решение об отказе в регистрации?

- Юридическая служба в ЦИК России работает очень профессионально и глубоко. Не сомневаюсь, что были веские основания для принятия известных решений. Считал и считаю, что каждый участник выборов должен вникать в правовые нормы и строго их соблюдать, а не рассчитывать на авось или что "пронесет".

- Часто ли Вы видите нарушения в агитматериалах, которые распространяются сейчас партиями и кандидатами?

- С нарушениями сталкиваюсь каждый день. Но не мое дело контролировать ход кампании.

- Можете привести примеры? Хотя бы основные типы нарушений?

- Посмотрите новостные каналы, кого там показывают, и делайте выводы. А ведь есть нормы законодательства о том, как должно идти информирование населения. Закон говорит, что информирование должно вестись на равных условиях для всех. Откройте "Областную газету" или бюллетень "Новости из области" (информационный бюллетень, созданный еще при прежнем руководстве Департамента информполитики губернатора для распространения через муниципальные СМИ региона – прим.ред.). Поспрашивайте знакомых, попадались ли им анонимные агитационные печатные материалы, которые без выходных данных.

- Ряд экспертов в ходе кампании делали заявления, что установить нарушения в эти выборы будет практически невозможно, поскольку для этого фактически необходимо, чтобы кандидаты добровольно их признавали. Как часто в Вашей практике удавалось доказывать причастность кандидатов к нарушениям и насколько сложнее это стало сделать сейчас?

- Выявление нарушений закона не столь сложная задача, было бы желание выполнять соответствующие функции у уполномоченных органов и лиц. Что касается выявления причастности кандидатов или избирательных объединений – это действительно сложно и времени кампании не хватает для решения этой задачи. На мой взгляд, важнее другое – оперативное информирование граждан о выявленных нарушениях, формирование у них стойкого неприятия подобных форм и методов ведения кампании. Убежден, что в большинстве случаев граждане сами знают заказчиков и исполнителей нарушений закона…

- На прошлой неделе "Уралинформбюро" сравнило данные о численности избирателей в муниципалитетах по данным избиркома с данными Росстата и обнаружило существенные расхождения. На Ваш взгляд, в чем может быть причина несовпадения цифр?

- Росстат не обладает актуальной базой сведений об избирателях. В этом главная и единственная причина расхождений.

В отличие от Росстата, учет списков избирателей идет непрерывно. Вот мы с вами сейчас разговариваем – данные уже устарели. К примеру, вопрос миграции: у нас в области внутренняя миграция составляет 500 тысяч человек при 3,5 миллиона избирателей. То есть каждый седьмой за год куда-нибудь переезжает.

- Насколько сложно контролировать ход голосования? Где есть "узкие места" в процессе для вброса бюллетеней, фальсификации результатов и т.д.?

- Зачастую контролеров больше, чем членов участковой комиссии. Практика нашей области свидетельствует о том, что определенные сложности имели место при голосовании вне помещений, в том числе в лечебных учреждениях, на производстве, в следственных изоляторах, при голосовании по открепительным удостоверениям. Попытки вброса бюллетеней, выноса бюллетеней с целью запуска "карусели" и т.п. блокируются грамотной организацией работы на участке и вниманием наблюдателей. Примеров фальсификации итогов голосования или результатов выборов я не знаю в Свердловской области и верю, что таких попыток не будет 18 сентября.

- Несколько дней назад Общественная палата области заявила о планах по созданию "независимой комиссии наблюдателей" на этих выборах. При этом необходимость ее создания объяснялась тем, что действующие наблюдатели от партий политически ангажированы и потому необъективны. На Ваш взгляд, насколько актуально создание такой системы наблюдателей?

- Когда законом Общественной палате будет дано такое право, тогда об этом можно будет говорить. И еще, не надо формировать негативное отношение к наблюдателям, они такие же граждане, как и члены Общественной палаты, также достойны уважения.

- Какова вообще эффективность наблюдателей, насколько они необходимы?

- Они обеспечивают легитимность выборов, укрепление доверия к системе избирательных комиссий, помогают комиссиям в пресечении попыток нарушений при голосовании.

- За время Вашей работы в облизбиркоме как часто Вам приходилось сталкиваться с провокациями со стороны наблюдателей?

- Единичные попытки были, но они не влияли на общий ход голосования.

- В эти выборы при регистрации кандидатов возникали ситуации, связанные с непредоставлением справок о доходах. Сильно поменялись требования к пакетам необходимых документов? Почему с этим возникают сложности у кандидатов?

- Положения известных актов о борьбе с коррупцией нашли отражение в избирательном законодательстве. Необходимо представлять серьезный перечень документов по всему составу семьи кандидата. Кое-кто не вникал в перечень и содержание необходимых документов, отсюда проблемы. Думаю, в следующей кампании их будет меньше.

- По Вашему опыту работы в избиркоме, из каких городов, с каких участков поступало наибольшее количество жалоб на нарушения?

- Выделить кого-то не представляется возможным, так как жалобы носили единичный характер и чаще всего выступали своего рода технологией. Особой роли они не играют. Часто появление жалоб связано с тем, что приезжает какой-нибудь московский политтехнолог и говорит "надо завалить комиссию жалобами, чтобы парализовать их работу". И по факту там потом оказывается, что ничего нет.

Но это что касается непосредственно дня голосования. А в ходе кампании: есть уполномоченный орган, если они вовремя принимают меры и придают эти факты гласности, то проблем не возникает.

- В этом году большая часть агитационной кампании приходится на август. Насколько, на Ваш взгляд, это усложнило работу для кандидатов и для избиркома?

- Третье воскресенье сентября не самое удачное время для проведения голосования, как и время для иных этапов выборов. Об этом много и давно говорили. Был и остаюсь сторонником проведения выборов дважды в году – в середине марта и в конце октября.

- Сейчас много говорится о политической апатии в обществе, отсутствие интереса у избирателя к процессу и неспособности партий избирателя заинтересовать. На Ваш взгляд, в чем причина?

- Активность граждан прямо зависит от их социального самочувствия. Какие-то шаги в этом направлении делаются. Значит, есть надежда на рост активности.

Беседовал Игорь ЧУКРЕЕВ

Актуальное