Дмитрий Кобылкин – об экономике и комфорте Российской Арктики

На переломном этапе.

В 2017 году для Ямала начинается переломная трехлетка, которая пройдет под знаком диверсификации экономики. Сосредотачиваясь на воплощении в жизнь стратегических инвестпроектов, регион должен удержать высокую планку в социальной сфере. Об успехах, задачах и планах рассказал "Уралинформбюро" губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

- Дмитрий Николаевич, традиционный вопрос: как Вы оцениваете год уходящий?

- 2016 год в ЯНАО был непростым, сказывались последствия общемирового экономического спада. Изменение налогового законодательства и снижение цен на углеводороды привели к сокращению налога на прибыль. Однако нам удалось сформировать консолидированный бюджет в 156 миллиардов рублей и выполнить все социальные обязательства. Сохранили льготы, включая налоговые преференции инвесторам проектов с капитализацией более 1 миллиарда рублей. С 2017 года аналогичная схема вводится для региональных проектов стоимостью свыше 50 миллионов. Создаем комфортную среду не только для крупного, но и для малого бизнеса. В итоге это даст дополнительный стимул развития экономики.

Безработица в регионе осталась невысокой. По экономической активности и занятости населения мы среди регионов-лидеров, то же касается рождаемости. Отмечается низкая смертность, в том числе младенческая – во многом благодаря открытию перинатального центра в Ноябрьске.

За 6 лет почти вдвое прибавилось многодетных семей. В Салехарде и Муравленко 25% жителей составляют дети, в Тазовском районе – 40%. В текущем году местами в детсадах обеспечены все малыши от трех до семи лет.

Делают успехи центры высокотехнологичной медпомощи на базе крупных больниц, а ямальский Центр медицинской профилактики признан одним из лучших в стране. Оснащаем клиники оборудованием, наполовину обновили автопарк скорой помощи.

В 2016 году начал отгрузку нефтеналивной терминал "Ворота Арктики", введены в эксплуатацию Восточно-Мессояхское и Пякяхинское месторождения. В декабре выйдет на полную мощность уникальное по запасам Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ). Впервые за 12 лет добыча нефти пошла в рост. Мы приступили к освоению шельфа, продвинувшись на север дальше всех нефтедобытчиков в мире.

До конца года планируется сдать в эксплуатацию трубопровод Заполярье – Пурпе – Самотлор. Это важнейшее звено нефтемагистрали Восточная Сибирь – Тихий океан, по которой черное золото будет доставляться в Китай. Полным ходом строятся завод по сжижению газа "Ямал СПГ" и новый морской арктический порт России – Сабетта.

Достижения давались нелегко, ведь регион в этом году пережил серию чрезвычайных ситуаций: пожары, крушение вертолета Ми-8 авиакомпании "Скол", вспышка сибирской язвы.

- В чем главные уроки борьбы с сибирской язвой?

- Чтобы трагедия не повторилась, нужно пересмотреть политику в агропромышленной сфере. Сейчас готовится "дорожная карта" по развитию оленеводства. Второе – мы убедились в профессионализме многих служб, увидели людей, готовых рисковать ради спасения других. Хорошо, что Ямал сохранил региональную авиацию, ведь многие авиакомпании отказали нам в содействии. Опыт показал: сообща мы можем браться за глобальные задачи, побеждая тяжелейшие обстоятельства.

- И на первом месте среди таких задач – создание Арктического транспортного блока. Как продвигается ее реализация?

- Да, среди всех стратегических проектов Российской Арктики мы стремимся как можно быстрее реализовать проект "Энергия Арктики". И в первую очередь одну из важнейших его составляющих – Северный широтный ход. Это сложный проект, но "довести его до ума" – значит дать второе дыхание развитию Севера. Северный широтный ход – это создание железнодорожной магистрали протяженностью 686 километров, которая соединит Северную и Свердловскую железные дороги. Этот участок откроет транспортный доступ к богатейшим районам Севера России. На порядок удешевит реализацию важнейших экономических проектов на огромных пространствах. Позволит решать самые сложные и актуальные задачи в Российской Арктике. А с дополнительным участком от Бованенково на порт Сабетта в 180 километров – даст многим регионам выход к Северному морскому пути, откроет Уральскому индустриальному комплексу доступ и в Европу, и в Азию, разгрузив Транссиб.

Серьезным тормозом экономического развития многих регионов страны является отсутствие адекватной транспортной схемы. Еще одна жизненно важная для России задача, которую призван решить Северный широтный ход, – это развитие Северного морского пути. Логическим продолжением СШХ станет железная дорога до Сабетты – многофункционального порта, из которого открыт маршрут в любом направлении по Севморпути. Этот путь короче и намного дешевле всех существующих. Развитие Севморпути выгодно и Европе, и Азиатско-Тихоокеанским государствам. И именно Сабетта, соединенная с Единой системой железных дорог России, даст мощный синергетический эффект всей экономике страны.

Участниками проекта являются правительство ЯНАО, РЖД, "Газпром", "Ямальская железнодорожная компания", частные инвесторы. Проект подготовлен к реализации, получил поддержку у высшего руководства государства. Мы на своем уровне делаем все, чтобы он реализовался как можно скорее.

Разработана проектно-сметная документация. В 2015 году введена в эксплуатацию автодорожная часть моста через реку Надым – это первый объект в рамках проекта. Основные потенциальные грузоотправители подтвердили объемы грузов, предполагаемые к перевозке по СШХ, – 21,5 миллиона тонн в год.

Важно, что магистраль полностью будет создана из российских материалов и своими силами. Только для строительства моста через реку Обь планируется использовать более 135 тысяч тонн металлоконструкций. А еще – песок, щебень, рельсы и шпалы, подвижной состав – все это российское, рублевое. В экономике мы получим мощный мультипликативный эффект.

В октябре 2016 года правительство округа и ОАО "РЖД" подписали соглашение о совместной реализации проекта. Для России – впервые – он будет исполняться по концессионной схеме с привлечением средств частных инвесторов.

Распоряжением правительства РФ мост через реку Обь в районе Салехарда включен в перечень крупных проектов с государственным участием, в том числе финансируемых за счет средств Фонда национального благосостояния.

- Почему Вы столько внимания этому уделяете, насколько важна арктическая транспортная инфраструктура?

- Транспортное развитие Арктики сформирует новые маршруты для промышленного освоения, для формирования нового кластера перерабатывающей промышленности на Крайнем Севере. Это диверсифицирует существующие транспортные каналы, развивая Севморпуть, повысит доступ на международные рынки. Новая транспортная инфраструктура Арктики – это уникальный исторический шанс сделать мощный рывок вперед регионам и всей стране. Надежно укрепить роль и значение нашего государства в Арктической зоне планеты. Усилить геополитические и макроэкономические позиции России в мире.

- Обозначьте задачи в рамках другого приоритетного направления – обеспечения ямальцев жильем.

- Мы задействуем все механизмы, от субсидий семьям-льготникам до госгарантий строительным компаниям. Приняли закон, защищающий ямальских дольщиков от недобросовестных застройщиков. Многодетным семьям бесплатно предоставляем в собственность землю для индивидуального строительства в Тюменской области. Рассчитываем в следующем году завершить расселение домов, которые признаны ветхими и аварийными на 1 января 2012 года (согласно указу президента РФ). В текущем году 40% средств, вложенных в строительство жилья, было направлено именно на это. Работы еще много: аварийный жилфонд на Ямале, не попадающий под действие этого документа, достигает 470 тысяч квадратных метров.

До конца 2016 года по региональной программе капремонта планируем отремонтировать 91 многоквартирный дом. Причем собственники квартир в деревянном ветхом жилье освобождены от ежемесячных взносов. На 2017 год объемы будут увеличены.

- Что предстоит сделать для продвижения реформы ЖКХ?

- По уровню благоустройства жилфонда Ямал опережает общероссийские показатели. Только в сфере водоснабжения за шесть лет построено 19 объектов. В 2017 году продолжим устанавливать в небольших населенных пунктах блочные очистные сооружения для воды и канализационных стоков. К сожалению, 3-миллиардная задолженность потребителей за услуги ЖКХ тормозит реализацию инвестпрограмм. Мы активизируем работу с должниками. Платить за услуги нужно вовремя.

К утилизации твердых бытовых отходов будем подходить с учетом северной специфики. Собираемся расширять охват программы энергосбережения и энергоэффективности. Энергоемкость валового регионального продукта Ямала за три последних года уменьшилась на 40%, мы в первой четверке среди субъектов РФ.

- 2017 год объявлен в России Годом экологии. На чем будете акцентировать внимание?

- На законодательных инициативах. Считаю, что следует передать полномочия по государственному экологическому надзору регионам и ввести понятие объекта такого надзора. Государственную экологическую экспертизу нужно возобновить на федеральном и региональном уровне, сделать ее самостоятельной и обязательной во всех районах, а не только на особо охраняемых природных территориях, шельфе и во внутренних морских водах. Необходим запрет на эксплуатацию месторождений, не оборудованных приборами учета объемов добычи, использования и сжигания попутного газа. Ямальские предприятия, кстати, довели его утилизацию до нормативных значений.

Ликвидация накопленного экологического ущерба тоже требует законодательной проработки. Ямал, как известно, имеет уникальный опыт по очистке острова Белый. Завершив эту миссию, волонтеры переместятся на остров Вилькицкого в Карском море.

Мы начали восполнять рыбные запасы Обского бассейна: в этом году в акваторию Оби впервые выпущено более 2,5 миллиона мальков муксуна, выращенных на собственном Собском рыборазводном заводе. Такого еще не было в Арктике. После выхода на проектную мощность (140 миллионов мальков в год) он станет самым мощным в России по воспроизводству сиговых рыб.

Тесное сотрудничество с наукой поможет нам предупреждать риски, обусловленные изменением климата. В промышленных районах в 2017 году будет установлена сеть сейсмодатчиков, чтобы прогнозировать поведение мерзлоты.

- Ямальская экономика постепенно уходит от тотальной сырьевой зависимости. Какие отрасли можно назвать точками роста?

- По итогам текущего года мы удвоим долю обрабатывающих производств к уровню 2010-го. Объемы перерабатывающей отрасли увеличиваются существенно: удвоена мощность Пуровского ЗПК, нарастил объемы Вынгапуровский ГПЗ, близится сдача в эксплуатацию Новоуренгойского ГХК… С полным запуском завода "Ямал СПГ" в 2020 году каждый четвертый рубль, созданный в экономике, будет приходиться на переработку, а не на добычу сырья.

Рыбная отрасль показала лучший результат за последнее время, увеличив производительность на 20%, и это не предел. В Тарко-Сале формируется лесопромышленный кластер: в 2016 году ввели завод деревянного домостроения, на очереди запуск лесозаготовки. Возможности кластера – до 30 тысяч квадратных метров экологичного жилья в год. Ускоренно развивается АПК: запланировано сооружение птицеводческих, животноводческих комплексов и теплиц, а также мини-ферм. Аграрии готовы расширить площади под посевы картофеля, поэтому в 2017 году намечено построить овощехранилище. Заметны успехи округа в развитии туризма, благодаря поддержке региона набирает обороты малый и средний бизнес.

Так что экономика Ямала перестает быть исключительно сырьевой. Развитие перерабатывающих отраслей позволяет оставлять прибавочную стоимость в стране. А с одновременным формированием транспортной инфраструктуры совершенно меняет экономическую картину Севера России.

- Учитывая трудности с финансированием, чего стоит ждать в социальной сфере?

- При всех сложностях мы не отступаем от своей принципиальной позиции: с помощью мощной экономики сделать жизнь в суровой Арктике комфортной. Поэтому бюджет будущих периодов хоть и сложный, но по-прежнему социально ориентированный. Мы продлили выплату регионального материнского капитала до 2018 года, ввели дополнительные гарантии для детей войны, упростили механизм поддержки коренных северян. Сохранилось субсидирование авиа- и водных перевозок, тарифов на услуги ЖКХ, льгот по транспортному налогу физлицам.

С 1 июля 2017 года размер минимального заработка вырастет на 30%. Постепенно увеличиваем зарплаты бюджетникам. Повышаем доступность медпомощи в отдаленных районах, лоббирование этого вида медицинской помощи дало результаты: в федеральную повестку внесен вопрос о санитарной авиации. В следующем году будет утверждена обновленная Стратегия развития здравоохранения ЯНАО. По программе государственно-частного партнерства в регионе строятся десятки соцобъектов, не требующих бюджетных вложений.

- Распоряжением губернатора 2017 год на Ямале станет Годом проектных решений. Какого эффекта Вы ожидаете?

- Проектный подход - тот инструмент, который позволит нам воплотить задуманное с экономией около 20% средств и ускорит темпы на 20%. Это переход на иное качество управления: четкая координация всех уровней власти, концентрация усилий, персональная ответственность и оценка по результату.

- Ваши пожелания землякам и всем россиянам в преддверии новогодних праздников.

- Уходящий год стал проверкой нашей готовности противостоять любым вызовам. Но мы объединились и смогли доказать, что способны защищать себя, свои семьи и дома. Жизнь в очередной раз преподнесла нам урок: наша сила – в единстве. И только сообща нам по силам и противостоять бедам, и воплощать в жизнь самые смелые созидательные проекты. Поэтому, прежде всего, я пожелаю согласия – между отдельными людьми, социальными группами, национальными сообществами. Единство российской нации всегда вело нас к победам.

И конечно, здоровья, благополучия, уверенности в завтрашнем дне и большого счастья – каждой семье, каждому ямальцу, всем россиянам. Пусть 2017 станет годом созидания и только добрых новостей!

Беседовала Надежда ПРАВДИНА