Александр Ивачев: "Раскола в обкоме КПРФ нет"

Есть только слухи о нем.

Внутрипартийная ситуация не дает свердловским коммунистам спокойно готовиться к встрече Нового года. Если судить по слухам и сообщениям в СМИ. Секретарь обкома КПРФ Александр Ивачев в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" опровергает их.

- Давайте начнем с оценки итогов 2016 года?

- С чего он начался – я уже с трудом могу вспомнить: столько событий было.

Нынешний год был посвящен подготовке к выборам в Госдуму и Законодательное собрание и перестройке нашей внутренней структуры - под агитационные задачи прежде всего. Был у нас ряд сложностей с нашими депутатами - это общеизвестный факт. К сожалению, наша фракция в ЗакСо далеко не в полном составе "дожила" до выборов.

Учитывая все те сложности, которые были, нам удалось показать в сентябре достойный результат. Все три оппозиционные партии пришли "ноздря в ноздрю", и у нас сейчас есть все шансы занять в Свердловской области позицию второй партии, идущей сразу следом за "Единой Россией". Частично это уже произошло – на муниципальных выборах этого года мы на втором месте по количеству избранных депутатов.

- Раскол, о котором вы упомянули, – какова ваша версия его причин и последствий?

- Безусловно, то, что происходило в нашей фракции, это была спланированная операция против партии. Как вы видели, все это началось, когда произошло "примирение" элитных группировок Свердловской области. Соответственно, уже никому не интересна была хоть какая-нибудь сильная оппозиция, и все ресурсы были направлены исключительно на "Единую Россию". То, что произошло, я не сомневаюсь, было инициировано властью. Кого-то подкупили обещанием выдвижения, кому-то другие альтернативные варианты пообещали. Нашли слабину у каждого из депутатов.

Мы сделали выводы. На данный момент фракция работает гораздо более понятно и подконтрольно обкому. Последние голосования за бюджет, по ряду других вопросов – они четко показали, что фракция вырабатывает совместные решения и совместно голосует.

- Сейчас поговаривают о начале нового раскола в региональном отделении КПРФ...

- Я бы так не сказал. Что называется, не дождетесь. У нас часто СМИ, собственники изданий пытаются увидеть в нашей партии какой-то раскол, конфликт. И неоднократно на протяжении многих лет пытаются этот конфликт разжечь. Не дождетесь: у нас все нормально, обстановка рабочая. Фракция монолитна по выработке решений и по их реализации.

- То есть у областных групп влияния пропал интерес к вашей партии?

- Не скажу, что интерес потерялся, скажу, что раньше были отдельные депутаты, которые были близки к тем или иным группировкам. Возникла задача ослабить КПРФ – этих депутатов попросили на выход. Но, повторюсь, не считаю, что это было потерей – мы заинтересованы в том, чтобы в наших рядах были исключительно идейные товарищи.

Безусловно, интерес к общению с нами – он у власти есть. У нас регулярно встречи и с губернатором происходят, и с замами его, с министрами.

- Из замов – как часто встречаетесь с главой администрации губернатора?

- С Владимиром Георгиевичем Тунгусовым мы за последнее время очень часто встречались, поскольку был целый ряд важных вопросов: по изменению Устава, по выборам председателя Заксобрания и так далее. Тот политический блок вопросов, за который он отвечает, – мы встречались по этим поводам часто, причем он неоднократно приходил к нам на фракцию.

- Как часто общаетесь с "ветеранами" КПРФ Вегнером, Фамиевым, Шадриным?

- Это не ветераны КПРФ. Ветераны КПРФ – это основа нашей партии, а те люди, которых вы назвали, к этой элите не имеют никакого отношения. Ветераны, как правило, представлены в областном комитете, в местных отделениях, со многими мы встречаемся в рамках наших пленумов и совещаний.

С Вегнером – все отлично, в одной фракции работаем. С двумя другими – вообще не общаемся. С их стороны активности пообщаться я никакой не наблюдаю, я со своей стороны тоже не проявляю.

- Какие планы у реготделения на следующий год?

- Основное – это, безусловно, выборы губернатора. Уже с января, я думаю, начнутся консультации, внутри партии мы их уже ведем, относительно кандидатур для выдвижения.

Мы проанализировали и пришли к выводу, что на сегодняшний день ни одна из партий не может выдвинуть независимого кандидата, в связи с "муниципальным фильтром", который сейчас 9,7% голосов. Никто из партий сегодня не обладает такой долей муниципальных депутатов, кроме "Единой России". Соответственно, мы будем предлагать закон, изменяющий этот процент.

Я уже озвучил этот вопрос губернатору: энтузиазма не встретил, но и четкого "нет" сказано тоже не было – фактически было сказано "давайте консультироваться в Москве", каждый со своей стороны. Все-таки размер муниципального фильтра – это прерогатива Москвы. Хотя я не очень понимаю, для чего этот фарс, когда за кандидата от оппозиционной партии подписываются депутаты от ЕР – это смешно, надо от этого уходить.

- А что касается планов по работе в Заксобрании?

- Оптимизма я какого-то не испытываю, исходя из того, что я увидел в этом парламенте. Даже когда предложение не стОит больших денег, коллеги из "Единой России" ведут себя часто неадекватно.

Например, депутата от "Партии пенсионеров" Евгения Зяблицева, у которого много созвучных с нами идей, оппоненты не могут не то, что спокойно выслушать, а даже просто глумятся над человеком, хотя он предлагает абсолютно разумные и не супердорогие для бюджета вещи. К сожалению, в Заксобрании серьезного диалога практически никогда вы не увидите.

- С кем из коллег в парламенте вы планируете выстраивать сотрудничество?

- Зяблицева я уже упомянул. Импонирует, что часто бывает: вместе Зяблицев и КПРФ, а весь парламент голосует совершенно по-другому. Что касается других депутатов – тоже есть контакты, в том числе и с членами "Единой России". Бывает, когда в столовой сидим, общаемся, выясняется, что в душе они не согласны со многими вещами, которые высказываются и голосуются. Надеемся, со временем это тоже даст результат.

- Как выглядят перспективы КПРФ в гордуме Екатеринбурга?

- На мой взгляд, фракция работает активно, но 2 депутата из 36 – это очень мало для продавливания каких-то решений. Хотя две недели назад были большие обсуждения по земельному налогу и наш депутат Эдуард Мансуров, насколько мне говорили другие участники того процесса, сыграл большую роль своими выступлениями.

Что касается перспектив, то сейчас обсуждается план по уменьшению доли депутатов, избираемых по спискам. Есть планы по снижению числа "списочников" до 25%, при этом у нас должно произойти увеличение общего количества депутатов минимум до 40. То есть, возможно, мы в ближайшее время увидим определенную реформу гордумы Екатеринбурга. Детали пока еще в стадии обсуждения, в том числе мы в этом обсуждении участвуем.

Если эта схема будет реализована – у нас одномандатные округа уменьшатся где-то до 30-35 тысяч избирателей. А это, в принципе, облегчает избрание в них, снижает требование по финансовым ресурсам. Такое количество избирателей, в принципе, можно и без ресурсов обойти, со всеми пообщаться. И уже сейчас ряд партийцев ведут диалог с обкомом о начале этой работы на территориях к выборам 2018 года.

- А кто инициатор этой реформы?

- Номинально – фракция "Единой России". Фактически же, я думаю, что право формировать политическую систему Екатеринбурга осталось за "городской командой". Но, видимо, с санкции губернатора.

Беседовал Игорь ЧУКРЕЕВ