Особая роль новой думы Екатеринбурга

Новая политическая реальность vs повышение чиновничьих зарплат.

По сложившейся традиции предновогодняя пора – время не только наряжать елку, но и подводить итоги уходящего года. Для седьмого созыва Екатеринбургской гордумы этот год вышел несколько усеченным – выборы состоялись 9 сентября. Тем не менее, за три с лишним месяца новый депутатский корпус закалился в многочисленных политических баталиях.

О непохожести седьмого созыва думы на его предшественников, непростых отношениях с чиновниками городской администрации, депутатской этике и скандальном повышении зарплат рассказал в интервью корреспонденту "Уралинформбюро" депутат Константин Киселев.

- Константин Викторович, вы – один из старожилов гордумы. Не могу не спросить, чем отличается ее нынешний состав от предыдущих?

- Называть меня старожилом – мне льстить. Всего второй созыв. Есть депутаты, которые уже десятилетиями в думских креслах. Но я в курсе этих десятилетий в силу профессии. Так вот, мне дума этого созыва нравится больше прежних. Объясню, почему.

Во-первых, это банальные вещи, которые видны невооруженным взглядом любому человеку, регулярно появляющемуся в стенах представительного органа. Например, если раньше, чтобы застать председателя любой депутатской комиссии, нужно было приходить в назначенное время, где-то раз в неделю или чуть чаще, то сейчас почти все председатели комиссий бывают в думе практически ежедневно. Причем, эти люди не получают зарплату за депутатскую работу. Они приезжают сюда за совесть, а не за страх, не за деньги, не за статус, не за что-либо еще. Они просто работают. Я смотрю на рядовых депутатов – практически на все заседания комиссий явка составляет 100%. В прошлых созывах такого не было. Помню, как истерило руководство думы шестого созыва: "У нас проблемы с явкой!" А сейчас 100%!!! Или если раньше депутаты, по болезни или другой причине отсутствующие на думе, могли даже не предупредить об этом, то сегодня такой практики вообще нет.

Во-вторых, сегодня дума не зависит от администрации города. Подчеркну, а вы наберите это самым большим шрифтом – НЕ ЗАВИСИТ. Ранее поднимали руки по велению администрации Якоба-Тунгусова, а сегодня – споры, дискуссии, стремление вникнуть, постоянные консультации, то есть нормальная думская работа.


Мэр Екатеринбурга Александр Высокинский, заместитель председателя Виктор Тестов и председатель гордумы Игорь Володин

- Администрация Екатеринбурга тоже обновилась. Как строятся отношения с чиновниками?

- Депутаты начинают вникать в каждый бюджет, в каждый вопрос. Они требуют от администрации необходимые документы, которые должны быть представлены и по закону, и дополнительные, чтобы учесть все нюансы. Дума проявляет самостоятельность. Уже по истечении нескольких месяцев ставится вопрос об увольнении некоторых людей, которые зависят от администрации. И дальше, поверьте, будет больше. То есть меняется не только сама дума, меняются ее отношения с администрацией города. Раньше администрация диктовала думскому большинству, перебороть которое было довольно сложно. Вспомните, как бились на комиссиях и заседаниях думы и Игорь Володин, который был тогда рядовым депутатом, и Дима Головин, и некоторые другие. Про себя вообще молчу. В последний месяц работы думы шестого созыва мне просто предлагали на заседания не ходить вообще. И говорили: "Константин Викторович, а зачем оно тебе? Не приходи вообще. Мы только за!"

Сегодня отношения иногда конфликтные, и это вы видите. Но этот конфликт заложен в самих полномочиях двух органов местного самоуправления – дума имеет право контролировать администрацию, дума может призвать и потребовать от администрации ответы на свои вопросы, а у администрации в полномочиях – все городское хозяйство, бюджет, имущество и прочее, и прочее. Но, с другой стороны, это – отношения партнерские, на такое партнерство идут и дума, и администрация.

Мне кажется, текущий созыв призван укрепить и закрепить усиление думы. Сегодня процесс ее усиления идет в "ручном режиме", за счет авторитета и работы отдельных депутатов, за счет лояльного к депутатам отношения руководства администрации и так далее.

Проще говоря, дума усиливается за счет конкретных депутатов и конкретных должностных лиц. Но нам нужно закрепить это усиление институционально, чтобы через пять лет, когда произойдет смена депутатского корпуса, новые народные избранники пришли в уже сильные структуры, с наработанными правилами и практиками. Я над этим бился весь шестой созыв и продолжаю сейчас. Именно на это нацелены мои поправки в регламент. Именно над этим работает, например, Алексей Вихарев, Александр Колесников и другие депутаты, которые в постоянном режиме продуцируют предложения, нарабатывают и укрепляют институциональные практики работы думы.

- В чем, по-вашему, должно выразиться это закрепление?

- Давайте так, это процесс, о котором я не всегда могу говорить, так как противников усиления думы тоже хватает. Одна из моих задач - усилить статус комиссий, чтобы они могли напрямую взаимодействовать с управлениями, департаментами и иными подразделениями администрации. Чтобы это осуществлялось не через председателя думы, который выходит на уполномоченное лицо в администрации, а затем уже это лицо подключает департаменты и управления, с одной стороны, а председатель думы "стимулирует" думские комиссии, с другой.

Этого узкого горлышка – "глава администрации – председатель думы" – не должно быть. Должны быть многочисленные каналы связи, когда комиссия, например, по развитию образования выходит напрямую на департамент образования, комиссия по здравоохранению - на управление здравоохранения, и так далее.

Для этого мы должны расширить полномочия комиссий со своей стороны, и я вижу, что и с той стороны тоже пытаются увеличить полномочия подразделений администрации по общению с депутатами. Раньше это было запрещено. Все шло через Владимира Тунгусова, а затем Сергея Тушина.

- Есть секреты в работе думы?

- Есть. Например, я не всегда стремлюсь говорить о своих шагах по укреплению статуса думы, не всегда вправе говорить о договоренностях. Но это – мои личные умолчания во благо. В думе – иначе. Здесь все открыто. Кроме того, идет процесс набора веса. Усилимся институционально, не будет секретов вообще. Пропадут все барьеры, которые сегодня, увы, существуют чисто из-за технических вопросов: ограниченность зала, отсутствие электронной системы голосования, слабость пресс-службы и так далее. Но! И сегодня дума работает максимально открыто. Все проекты решений выложены на сайте. Обсуждения может слушать любой горожанин, прямая трансляция идет в интернет. Смотрите, слушайте. Читайте и делайте выводы. При этом мой призыв ко всем – никакой конспирологии! Ибо конспирология – признак ущербности ума и залог деградации нравственности.

Более открытой становится и работа администрации города. Это прекрасно. В этом отношении Александр Высокинский – большой молодец. Если мы еще будем видеть документооборот администрации, это будет просто прекрасно. Тогда все депутаты, а за ними избиратели смогут увидеть: вот идет бюджетный процесс, вот программы, в соответствии с которыми распределяются 95% бюджетных средств, вот заявки, вот конкурсы и так далее. Этот принцип – принцип полной информационной открытости власти – является одним из фундаментальных в деятельности объективно конфликтной связки "дума–администрация". Реализация этого принципа позволит избежать обвинений, что мы пытаемся что-то скрыть от горожан. Нам скрывать нечего.

- Некоторые из депутатов успели приобрести массовую известность за счет своих резких высказываний…

- Сегодня мы услышали совершенно иной язык, на котором разговаривают депутаты. Не всем этот язык нравится. Мне тоже, честно скажу, не всегда. Но нельзя не видеть, что это откровенный, а не чиновничий язык. Это язык искренности, которым пользуется большинство людей. Да, стоит следить за употребляемыми выражениями, но отказать в искреннем стремлении высказать то, что наболело, я своим коллегам не могу.

Дума обновилась больше, чем наполовину. Это прекрасно. Я общаюсь с новыми депутатами с удовольствием, у меня есть новые друзья, новые хорошие товарищи. Из самых разных идеологических лагерей. И мне с ними удобно говорить, потому что они говорят на том же языке, на каком говорю я, на котором говорят избиратели. Ностальгировать по тому языку, на котором говорят чиновники, где все фразы абсолютно выверенные, глупо. Потому что это означает вернуть думу в состояние придатка администрации. Видеть в эмоциональных высказываниях какой-то негатив, но не видеть тенденции к искренности и стремлению работать, работать и работать – ошибка. Типичный разговор. Я подхожу к одному из председателей комиссий и рассказываю о своей идее, связанной с работой думы. Он вникает. Ответ: "Константин Викторович, это круто. Но извини, у меня срочные обращения от избирателей, отопительный сезон, четыре заявки от строителей, пять претензий от районных администраций и на неделе четыре выезда. Я тебя поддержу, но ты самостоятельно. Договорились?" Конечно, договорились. Уходишь довольный. Не было такого!

Или иное. Подходит коллега: "А давай назовем сквер именем Ильи Кормильцева? Каков алгоритм? Что посоветуешь?" Конечно! Всеми руками только за!

Или еще. В прошлом созыве и помыслить нельзя было о том, что на встречу с главой Екатеринбурга будут приглашены абсолютно все депутаты, а не какой-то избранный пул. Что мы все будем нормально общаться, задавать вопросы и получать ответы. Именно это характеризует общую тенденцию, а не отдельные высказывания отдельных людей. Это и есть новый язык думской, депутатской работы.

- В прошлом созыве вы стали инициатором создания комиссии по депутатской этике, которая должна была рассматривать и такие случаи… с языком.

- Да. Думаю, в седьмом созыве у комиссии будет много работы. Я сам писал положение о ней, настаивал на ее создании. Но, к сожалению, комиссия ни разу не собралась в прошлом созыве. Надеюсь, в этом созыве ситуация поменяется.

У комиссии несколько направлений работы. Можно выяснять отношения внутри думы между депутатами. Можно выяснять отношения, направленные вовне. Депутат что-то сделал, что-то заявил, мы можем поддержать или осудить его действие. Но есть и третий момент: в отношении депутата сделано заявление, и он говорит: "Уважаемые члены комиссии по этике! Меня взяли и оскорбили ни за что!" И комиссия может сказать: "Слушай, а нам кажется, что ты не прав". Или наоборот: "Мы тоже возмущены, что нашего коллегу ни за что, ни про что оскорбили, поставили в какое-то странное положение. Ты, пожалуйста, не оправдывайся, мы будем отстаивать твои права".

Тут есть одна принципиальная вещь, о которой я хочу сказать отдельно. В Древнем Риме любой уважающий себя молодой человек хотел стать не торговцем, не ремесленником, он хотел стать государственным деятелем и служить Риму. Потому что, когда ты хочешь денег нажить, то какое к тебе уважение?! А приносить пользу Риму, пользу государству - вот призвание настоящего человека!

Теперь же если человек хочет стать депутатом или чиновником, на него показывают пальцем – воровать хочет. То есть раньше была презумпция нравственности людей, которые хотели служить государству. У нас это изменилось на 180 градусов, превратившись в презумпцию безнравственности любого человека, который работает в муниципальной или государственной власти.

На мой взгляд задача комиссии по этике – вернуть презумпцию нравственности по отношению к депутатам Екатеринбургской городской думы. Когда человек приходит в думу и начинает эффективно работать как депутат, подозревать его в чем-то я не имею морального права. И прошу так же относиться к нему и избирателей, и журналистов. Сегодня мы видим работу председателя Игоря Володина, его зама Виктора Тестова и других депутатов. Мы можем обсуждать конкретные дела и слова, то как они соотносятся с нормами морали, но изначально считать каждого подонком – это неверная позиция. Как член комиссии я буду этот вопрос о презумпции нравственности отстаивать.

- Так случилось, что одним из первых решений думы стало повышение зарплаты мэру и чиновникам городской администрации. Под воздействием общественного мнения его отменили. Но упорно ходит слух, что смета городской думы все же заметно подросла по сравнению с прошлым годом. Так ли это?

- Мы понимаем, что вопрос о деньгах - больной вопрос в условиях многолетнего падения реальных доходов населения. И на этом фоне вдруг появляется тема, которая работает как раз на вышеупомянутую презумпцию безнравственности чиновников и депутатов.

Не хочу оправдываться. Да и не в чем. В этой связи хочу просто напомнить элементарные истины. Например, у нас только 10% депутатов имеют право работать на освобожденной основе. Таково требование федерального закона. Получать зарплату могут три депутата. Фактически на освобожденной основе работают только два - председатель и его зам. То есть сегодня дума экономит, не оплачивая третье лицо, которое могло бы получать зарплату. При этом очень многие депутаты ежедневно появляются в думе, ежедневно ведут прием, отрывают время от своей основной работы. И это нормально. И не нужно нас путать с депутатами Госдумы или Заксобрания, в которых большинство работает за весьма и весьма приличные зарплаты. Это не про гордуму.

Далее, дума сильна своим аппаратом. Мы можем взять и уволить две трети людей из аппарата, сэкономить какие-то деньги. Но сможет ли дума называться после этого сильной? Нет. Если мы хотим действительно контролировать администрацию, направлять бюджетные деньги туда, куда хотят избиратели, а не чиновники - без сильного аппарата мы это сделать не сможем.

Поэтому мы усиливаем аппарат. И уже второй созыв я буквально кричу, что аппарат думы – наше все. Без сильных юристов невозможно отследить тот поток документов, который проходит через городскую администрацию. Это факт. Безусловно, нужен информационно-аналитический отдел, который мог бы работать с документами, отслеживать бюджетный процесс, который идет непрерывно на протяжении всего года. Любой депутат сможет направить им запрос: проясните, пожалуйста, как обстоит дело с такой-то проблемой в Екатеринбурге? И получить грамотный ответ.

Нам нужно усиливать председателя думы. Это отдельная задача. Если раньше председатель думы одновременно являлся главой Екатеринбурга, и его называли "слабый" глава, то теперь, когда у председателя думы убрали полномочия главы города, то он получается еще слабее слабого?! Сколько раз мы слышали в прошлом созыве про слабого главу? Миллион раз. И этим оправдывались многие и многие непотребства. Сегодня мы должны изжить такой подход в принципе. Игорь Володин должен быть реально сильным председателем сильной Екатеринбургской городской думы. И если он скажет, что он слабый председатель, то я первый в лицо скажу ему о несогласии с такой позицией, ибо это есть позиция самооправдания. Но сегодня Игорь Валерьевич Володин делает все возможное и невозможное, чтобы усилить думу. Он не бежит от ответственности, но стремится и делать, и отвечать. Мне это импонирует чрезвычайно. Итак, аппарат, комиссии думы и председателя нужно и должно усиливать, а не прилюдно страдать от отсутствия полномочий.

Например, в свое время я лично вносил поправки в регламент, связанные с советниками главы Екатеринбурга – председателя гордумы. И у Евгения Ройзмана советники появились. Затем их должности убрали. Почему так?! Мы хотим сделать нового председателя думы еще слабее что ли?! Поэтому советники на общественных началах должны быть. Сейчас же стоит вопрос и о создании должности и на платной основе.

Все это требует определенных ресурсов. И поэтому мы заложили увеличение сметы городской думы на 2019 год. Это обсуждалось публично в присутствии СМИ на заседании комиссии по местному самоуправлению. Ее председатель Алексей Вихарев, отвечая на мой вопрос: "Сколько это будет стоить?", - сказал – примерно миллион рублей в месяц. Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством мы предусматриваем индексацию зарплаты муниципальных служащих на 4,3%. Это идет по всем учреждениям, то есть такое решение является неизбежным. Это не наше решение. Вышеперечисленными обстоятельствами и объясняется увеличение думской сметы на 15,4 миллиона рублей. Это ровно та цифра, которая вошла в бюджет 2019 года.

Причем, расходы на самих депутатов стали меньше. Мы экономим на себе, ибо не о нас речь. Но наращиваем возможности избирателей. Еще раз повторюсь, на эти изменения мы пошли, чтобы усилить аппарат, чтобы никто не смел сказать, что у нас слабая дума и слабый председатель. Чтобы каждый горожанин был услышан.

Поэтому все размышлизмы об увеличении зарплаты на колоссальную сумму – все это от лукавого, бред и конспирология врагов усиления представительной власти.

Кстати, если говорить по главе Екатеринбурга, то я сделал такой анализ: на каждого жителя Тюмени глава обходится в 8,5 рубля, в Казани – 3,5 рубля. Мы с Новосибирском идем примерно поровну – и это как раз самые низкие расходы на главу – примерно 2,6 – 2,7 рубля на человека. Много это или мало? Я за то, чтобы у всех были большие зарплаты – у всех избирателей, журналистов, чиновников… Но давайте будем смотреть по результату. Поэтому я высказывался против повышения зарплат чиновникам, хотя прекрасно понимаю, что по некоторым позициям зарплаты надо повышать. В мэрии иногда 28 тысяч рублей люди получают со всеми надбавками. При средней зарплате по городу примерно в 50 тысяч. Очевидно, оклады этим сотрудникам надо менять. Что касается руководителей, надо смотреть по конечным результатам. Поэтому тут тоже не надо инсинуаций, но не надо и той торопливости, с которой решение пытались принять.

- Константин Викторович, все же Новый год – это праздник, а не только возможность отчитаться о проделанной работе. Что бы вы могли пожелать нашим читателям?

- Хочу поздравить журналистов "Уралинформбюро" и вообще всех журналистов с Новым годом! Надеюсь, что сотрудничество с городской думой будет продолжаться и станет максимально открытым и неформальным. Желаю вам не стандартных "протокольных" статей, а хорошей аналитики, отражающей тенденции развития представительной власти и общей ситуации в городе. И при этом поменьше конспирологии и теории заговоров. А всем вашим читателям, всем екатеринбуржцам пожелаю, чтобы они становились лучше, круче, умнее, богаче, чтобы город становился краше и солиднее, а мы с коллегами будем всеми силами стремиться соответствовать интересам и совершенству наших избирателей.

Беседовал Дмитрий МИГАЛИН