С корзиной по рынку

Чтобы найти продукты дешевле и качественней.

Кризис заставил россиян считать копейки. Даже средний класс, который давно отвык обращать внимание на ценники, начинает жить по принципу пенсионеров - найти там, где дешевле. Америку открывать не приходится - люди возвращаются на рынки. Сети-дискаунтеры еще пытаются держать дешевую марку, но начали хитрить: порой на ценниках значится одна цифра, а в чеке - другая.

С вопросом как добиться оптимального и честного соотношения цена-качество, "Уралинформбюро" отправилось к  директору Областного рынка на Громова  Александру Худякову. Прихватив корзину для продуктов.

- Александр Николаевич, главное, что сейчас волнует покупателей продуктов, это даже не качество, а их цена. Рынки всегда предлагали более доступную по стоимости продукцию, а теперь?

- У нас действительно самые конкурентные цены. Прежде всего благодаря снижению издержек. Нет "длинного плеча", как у сетевиков, поэтому есть возможность минимальной наценки. Постоянно проводятся акции. Например, литр молока можно купить за 27 рублей, картофель - за 18,50, десяток яиц - за 41 рубль. С такими ценами выстраивается  очередь до полсотни человек.

- Продавцы вольны сами устанавливать цены  или у вас есть "ручное управление"?

- Конечно, они сами определяют, но у нас в договоре есть пункт, что два товара они должны предлагать по себестоимости. Мы еженедельно контролируем цены на 44 вида социально значимой продукции и сравниваем с предложением торговых сетей.

Моя задача, чтобы товар был самый доступный. У нас индивидуальный подход к каждому совхозу, каждому фермеру. Мы пытаемся договориться с ними, но также входим в их положение, понимаем, что, к примеру, есть сезонный рост. Цены не будут стоять на месте - бензин дорожает, повышаются тарифы. Но мы стараемся, чтобы рост был объективный.

- А вы подняли расценки для арендаторов?

- Мы повышаем их раз в год, осенью, с учетом инфляции и роста тарифов. У нас четкие расчеты, которые экономически обоснованы. В 2014 году повышение составило 12,8%.

- А кого у вас больше - крупных совхозов или небольших фермерских хозяйств?

- У нас представлены и те, и другие. При этом 65-75% продавцов - это сельхозпроизводители Свердловской области. Фермеры же не могут зайти в торговые сети, у них объемы не те. Например, картофеля на продажу  тонн 800, а сетям нужно закупать по 2 000 тонн ежемесячно, централизованно.

К нам приходят фермеры, которые уже отошли от частного подворья, но до крупного бизнеса не доросли. Из других регионов завозится только то, что в Свердловской области не производится. Тот же сахар, гречка у нас, конечно, стоят, как везде. Здесь цены от нас не зависят. Наши продавцы гречи оптом закупают крупу на Алтае - по документам мы видим, что это закупочные цены высокие, а не спекулятивная накрутка.

- Заметили ли вы приток покупателей в связи с кризисом?

- Конечно, за последние 2-3 месяца на 20-25%. Ведь это раньше люди покупали продукты без особых раздумий, для многих плюс-минус 500 рублей не имело значения. А сейчас все начали считать, думают, где дешевле купить.

Немаловажно и то, что у нас всегда свежая продукция. Мясо только охлажденное, без заморозки. Фермерские хозяйства привозят свежайшие творог, молоко, сметану, которые разбирают еще до обеда. Да, такая продукция дороже, чем порой фабричная в магазине, но и качество совсем другое.

Важно, что у нас покупатель может найти все, что ему нужно, по своему кошельку. Есть и карась охлажденный по 80 рублей, и стерлядь в аквариуме по 900 рублей. Все зависит от возможностей покупателей. Желающие могут купить северную рыбу - нельму, муксуна...

- А муксуна же запретили вылавливать?

- У коренного населения квоты остались. И они вольны вылавливать либо себе лично, либо на продажу. Мы заключаем прямые договоры с северянами, и они отправляют нам рыбу.

- Многие боятся, что на рынках слабый контроль качества...

- На входе все проверяется в лаборатории. Причем этим занимается независимое от нас государственное учреждение - Управление ветеринарии по Свердловской области. Некачественная продукция сразу выбраковывается. Причем если поступает информация, что в каком-то районе вспышка инфекции, не пускаем сразу оттуда продукцию.

- А есть ли у вас возможность стать ближе к людям? Сюда, на Громова, 145, не так просто добраться...

- Во-первых, мы организуем продажу в других городах области. Проводим ярмарки выходного дня в Каменске-Уральском, Первоуральске... Открытая площадка до холодов работала и в Екатеринбурге. Проблема в том, что зимой это неудобно - на морозе тот же мед и другая продукция портится. Да и покупателям в минус 25 не особо хочется гулять вдоль уличных прилавков... Но сейчас, когда спрос вырос, мы планируем весной открыть по городу 2-3 площадки.

Беседовала Людмила СОЛОДКОВА

Актуальное