Интервью с детьми на шее

Россия по самое горло увязла в детсадовском "болоте".

В стране 1,9 миллиона малышей стоят в очереди за заветной путевкой. И, скорее всего, эта цифра не имеет ничего общего с реальным положением дел. Часть россиян, которая не верит в мифическую возможность получить место для своего чада в садике, просто-напросто не встает в очередь.

Парадокс или закономерность современности? Молодые мамы, полные сил и желания работать, сидят дома с детьми. В это время чиновники голосят о кадровом голоде. А в Россию нескончаемым потоком едут гастарбайтеры, которые, к слову, не нашу экономику поднимать приехали. Заработанные деньги они высылают на родину. Экономисты подсчитали, что в 2010 году трудовые мигранты перевели из России на родину примерно 18 миллиардов долларов. При этом официальные данные составляют только пятую часть реальных цифр. 

Без мигрантов Россия рискует лишиться рабочих рук. Но модернизацию с гастарбайтерами не осилить. Так может, уважаемый Дмитрий Анатольевич до окончания своего президентства найдет в бюджете деньги на столь необходимые стране садики? 632 миллиарда рублей на российский Чемпионат мира по футболу 2018 года ведь нашлись. Медведев признается, что детские сады - просто кричащая проблема, но люди у нас терпеливые, что, видимо, вполне устраивает Кремль.

Как и следовало ожидать, терпение лопнуло: россиянки в борьбе за детсады решились взять власть измором - своим, разумеется. Всероссийская голодовка пройдет 21-23 октября 2011 года. В ней примут участие и екатеринбурженки, с которыми накануне встретилась корреспондент "Уралинформбюро". 

- Итак, вы на три дня оставляете семьи и начинаете голодовку в квартире одной из протестующих. До парламентских выборов в России - полтора месяца. Иных способов крикнуть "доколе" нет? 

Елена Банных: Моему сыну почти три года. В очередь за местом в детсад мы встали полтора года назад. При регистрации в отделе образования Верх-Исетского района Екатеринбурга нам определили 1 531 номер. В данный момент, согласно электронной очереди, мы почему-то 1 550. В этом году, как стало известно, было выдано только 300 путевок на весь район. Если посчитать, то мы место в садике получим лет через пять, когда ребенку будет почти восемь. И зачем он нам тогда?

Ольга Суркова: Шансов попасть в садик нет. Ситуация в городе катастрофическая, а мер никаких не принимается. Мы живем в Железнодорожном районе. В отделе образования мне заявили, что путевки в ДОУ могут получить только дети, которым на 1 сентября 2011 года исполнилось три года, а у меня двухлетняя дочь. Не берут в садик, а как же ясли, куда как раз должны ходить дети с 2 до 3 лет? А что касается очереди, по-моему мнению, это - фикция. Когда ввели электронную очередь, мы были 24, не так далеко, казалось бы, но прошло распределение путевок, и мы стали 55. Очередь почему-то двигается в обратную сторону. В районо мне заявили, что родители с детьми переезжают из других районов и у них есть открепительные удостоверения. Поставить их позже нас нельзя, если в своем районе они стояли на местах выше нашего. Представьте: я стою в магазине в одну кассу, но неожиданно прибегают из другой кассы и говорят, что раньше стояли, и встают впереди меня. Это просто отговорка. Электронная очередь существует, а по сути ничего не дает, реальной картины она не отражает. 

Елена Барановская: Мы отчаялись попасть в детский сад. Каждый год с моей работы пишут ходатайства на получение путевки, и всякий раз из отдела образования Орджоникидзевского района получаю один и тот же ответ - ваше право будет реализовано при комплектовании следующего года. У меня ребенку уже четыре года. Полагаю, что на будущий год у нас тоже нет никаких перспектив. В очередь мы встали, когда ребенку был месяц. По нашему году рождения мы были 58. Я была уверена, что нам дадут место. Когда сделали электронную очередь, мы стали 302. На сегодня мы 198. На сто человек продвинулись, это же просто смешно. Электронная очередь - это вообще непонятно что. В ней до сих пор числятся дети, которые уже получили путевки в сад, и более того, уже его закончили и ходят в школу. 

Оксана Поздина: Мы видим абсурдную ситуацию, при которой свердловский бюджет предусматривает миллиарды рублей на строительство выставочного центра "Екатеринбург-ЭКСПО", на здания правительства области, на машины премиум-класса для чиновников, а наши дети ждут очереди в детсад, потому что власть якобы не в состоянии финансировать строительство дошкольных учреждений. Чиновники ссылаются друг на друга, личной ответственности конкретных лиц за результаты нет. Рассказывают, что они делают по этому вопросу, а на деле очередь в детские сады только продолжает расти. Поэтому наша задача - привлечь внимание общественности и руководства страны к несостоятельности местной власти по вопросу детских садов. 

- Какие требования вы выдвигаете, начиная трехдневный "пост"?

Елена Банных: Самое главное, чтобы в Свердловской области приняли закон о ежемесячной компенсации родителям детей, которые не посещают ДОУ. Например, в Пермском крае такая помощь составляет 5 тысяч рублей. Каждый участник голодовки также требует место в детсаду конкретно своему ребенку. Крайне необходимо восстановить в садиках вторую ставку воспитателя и поднять зарплату сотрудникам. Могу с уверенностью сказать, что очень много новых садиков простаивает из-за дефицита кадров. На такую смешную зарплату никто идти не хочет.

Ольга Суркова: Компенсация бы сняла социальную напряженность. Мы могли бы хоть часть средств, которые тратятся на частный детсад, тратить не из своего кармана. Пусть это будут не наличные, чтоб не было печального опыта, когда родители не водят детей в садик, а получают деньги и тратят на свои нужды. Пусть это будет сертификат по принципу материнского капитала, которым можно оплачивать услуги частного сада. Но для этого нужно провести большую подготовительную работу. Также я считаю, что нужно отменить уплотнение детсадовских групп, которое протолкнул губернатор региона Александр Мишарин.

Елена Барановская: Мы настаиваем на том, чтобы очередь в детсады Екатеринбурга привели в порядок и обнародовали реальное число детей, нуждающихся в путевках. По официальной статистике, в очереди на заветное место стоит 20 тысяч малышей. По данным РОД "Класс родителей", на самом деле путевки нужны 60 тысячам.

Людмила Сушкова:  От правительства Свердловской области мы требуем разработать внятную программу по сокращению детсадовской очереди, которая действительно будет реализовываться.

- И с чего бы вы начали, назначь вас министрами в областном правительстве?

Елена Васильева: Нужно перераспределить финансовые потоки. Не на Чемпионат мира по футболу средства тратить, а на строительство и реконструкцию детсадов ударными темпами. Миллиардов, которые пойдут на мундиале, хватит, чтобы свести детсадовскую очередь к минимуму.

Елена Банных: Здания садиков нужно активнее возвращать в систему. Только рядом со своим домом я насчитала 5 учреждений, которые отданы госструктурам. Там сидят Госнаркоконтроль, суд, вневедомственная охрана, судебные приставы. Также я считаю, что необходимо поднять плату за муниципальные садики. Это будет их дополнительным финансированием. На эти средства можно, например, повысить зарплату воспитателям, и тогда люди потянутся на работу в садики. Сейчас родители в месяц платят около 1 тысячи рублей - это объективно мало.

Людмила Сушкова: Нужно комплексно решать проблему: новые садики строить, реконструкцию старых зданий активнее проводить, всерьез взяться за выселение невесть кого из помещений бывших ДОУ, упростить требования к частным лицам, которые хотят открыть частный сад. Меры властей неэффективны. Мы бы не голодали и не выходили на улицу, если бы что-то делалось и был результат. Я бы третьего и четвертого ребенка родила, но государство не создает никаких условий для нормальной жизни.

Вопросы и фото Анны ХОРЬКОВОЙ