Тайны следствия с Сергеем Лебедевым

2011 год стал для правоохранительных органов периодом обновления и реформирования. 

Российским стражам порядка не только вернули историческое наименование, но и существенно изменили качественные характеристики деятельности ведомств. Помимо расследования наиболее тяжких и особо тяжких преступлений следователям Главного следственного управления ГУ МВД по Свердловской области, как и другим правоохранителям, пришлось держать профессиональный экзамен. Как повлияла на работу следователей реформа МВД и каких итогов они достигли в прошедшем году, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД по Свердловской области - начальник следственной части Сергей Лебедев.

- Сергей Николаевич, как повлияла на работу сотрудников Главного следственного управления реформа МВД?

- В ходе реформы штат Главного следственного управления был сокращен более чем на 20%. Аттестации подлежали 1 316 сотрудников свердловских следственных подразделений. Из них рекомендованы для прохождения службы на должности с меньшим объемом полномочий 18 полицейских. Не выдержали экзамен трое сотрудников. Отказались от прохождения аттестации и написали заявления об увольнении более 40 следователей. Проводимая реформа позволила избавиться от балласта, остались наиболее профессиональные и опытные сотрудники, стало легче организовывать работу. 

При этом повышение зарплаты с января 2012 года однозначно сделает свое дело и положительно отразится на кадровой ситуации. В следствие придут наиболее грамотные и подготовленные сотрудники. 

Если раньше конкурса практически не было и мы не могли укомплектовать штат, то сейчас уже наметилась положительная тенденция. Некомплект сейчас минимальный. В будущем мы надеемся, что будет определенный конкурс, и некое  "дыхание в спину" ощутят те, кто сейчас работает. Сотрудники будут более ответственно подходить к выполнению своих обязанностей. 

При этом хотелось бы отметить, что требования со стороны руководителей к качеству расследования возросли и еще возрастут. Будет жестче подход к допускаемым нарушениям и ошибкам. 

- Оцените итоги работы Главного следственного управления в 2011 году. Ваша оценка проделанной работы?

- Расследованием уголовных дел занимаются не только следователи органов внутренних дел, но и ФСБ, Федеральной службы наркоконтроля, СК России. Однако на сотрудниках следствия системы МВД лежит наибольшая нагрузка. Так, в 2011 году в производстве Главного следственного управления Свердловской области находилось почти 50 тысяч уголовных дел. В суд направлено более 12 000 дел. В частности, 908 дел о причинении тяжкого вреда здоровью, 532 - о разбойных нападениях, 1 200 - о грабежах, 1 194 - о незаконном обороте наркотических средств. По материалам этих дел к уголовной ответственности привлечено почти 15 000 преступников.

Кроме того, удалось сократить количество нераскрытых уголовных дел. За прошедшие 12 месяцев "глухарей" стало меньше почти на треть по сравнению с предыдущим годом. 

- Нередко прокуроры жалуются на недоработку следствия. В чем причины?

- Жалобы прокуроров на недоработку можно разделить на два блока. Во-первых, стали более жесткими процессуальные требования. Несколько лет назад закон был мягче к следователям. Сейчас все более строго регламентировано, планка поднялась в разы по качеству расследования, по соблюдению прав и свобод участников судопроизводства. Отсюда возможны и жалобы прокуратуры. Во-вторых, имеет значение и человеческий фактор. К сожалению, до реформы профессиональный уровень некоторых следователей оставлял желать лучшего. Да и зарплата все-таки была невысокой. За 10 000 рублей мало кто желал буквально ночевать на работе и трудиться без выходных.

- Как правило, большой резонанс в обществе получают уголовные дела о бандитизме. Какова ситуация с устойчивыми преступными группами в Свердловской области?

- В прошедшем году было направлено в суд три уголовных дела о бандитизме. Это достаточно много, поскольку по России за год всего лишь несколько десятков таких дел доходят до судов. Раскрытые нами преступления - это в основном дела прошлых лет (начала и середины 2000-х годов).

Так, в частности, в минувшем году была осуждена банда Кушкова (кличка Слон). Более двух лет (2008-2009 годы) преступники, вооруженные пистолетами и электрошокерами, нападали на жителей Екатеринбурга и Верхней Пышмы. При совершении преступлений они маскировались под сотрудников органов внутренних дел. Преступный квартет получил от 7 до 12 лет колонии строгого режима.

- Каким образом в 2011 году проходила работа по борьбе с коррупцией? Назовите наиболее коррупционные сферы.

- В 2011 году нами было направлено в суд 158 коррупционных дел. В частности, из года в год растет количество взяток. Чаще всего следователи сталкиваются с мздоимцами в сфере здравоохранения и образования. При этом следует отметить, что значительная часть взяток, особенно в отношении крупных чиновников, расследовалась органами СК России.

В минувшем году вместе с оперативниками следователи раскрыли и направили в суд дело в отношении начальника отдела контроля использования госимущества ТУ Росимущества в Свердловской области Ильи Трунилина. По версии следствия, он получил 100 тысяч рублей за предоставление федерального имущества в аренду коммерческой фирме без заключения соответствующего договора. И.Трунилину грозит до 7 лет лишения свободы. В минувшем году это наибольшая сумма мзды, проходившая по делам, которые вели сотрудники ГСУ.

- Есть ли в производстве Главного следственного управления дела о рейдерских захватах?

- Наиболее активный период такого способа передела собственности завершился. Этому способствовал законодатель, внесший в Уголовный кодекс РФ определенные карательные нормы за рейдерство. В 2011 году Главным следственным управлением расследовалось 4 уголовных дела о захватах. Из них три были направлены в суд. По одному делу уже вынесен обвинительный приговор - рейдер получил 3 года лишения свободы. По двум уголовным делам судебные слушания продолжаются.

- В последнее время в России все чаще звучат призывы о необходимости запретить ношение травматического оружия, которое превратилось в оружие для преступлений. Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счет. 

- Мое личное мнение - население не готово к ношению вообще какого-либо оружия. Правосознание и культура его ношения недостаточна. Оружие - это всегда большая ответственность. Даже у подготовленного человека с пистолетом появляется определенное чувство власти, безнаказанности. Не каждый способен с этим бороться. Примером тому стало уголовное дело в отношении "грейдерского" снайпера. В Екатеринбурге в ходе дорожного спора водитель Infinitу Тимур Мусаев из травматического пистолета подстрелил шофера грейдера. Пуля попала в глаз мужчине, потребовалась сложная операция. 15 июля водителя иномарки приговорили к 3 годам заключения.

Последствия применения травматического оружия могут быть достаточно серьезными. Поэтому я считаю, что нужно не запретить, но ужесточить требования к желающим приобрести его. А в случае каких-либо противоправных деяний с их стороны пистолет нужно изымать и впредь больше никогда не выдавать.

- С какими видами мошенничеств чаще приходится сталкиваться свердловским следователям? Есть ли сложности при изобличении аферистов?

- Наибольшее распространение в Свердловской области получило телефонное мошенничество. Такие преступления регистрируются ежедневно и далеко не по одному. В основном жертвами аферистов становятся пожилые люди. Мошенник по телефону сообщает пенсионерке о том, что ее внук попал в ДТП и для лечения либо на взятку силовикам нужны деньги. Раскрыть такие преступления крайне сложно, поскольку мошенники меняют sim-карты, используют в качестве "почтальонов" неосведомленных о преступлении лиц, деньги передаются им бесконтактным способом.

Тем не менее, есть примеры успешного раскрытия данной категории преступлений. Так, завершается расследование дела о мошенничестве в Нижнем Тагиле. Преступник, отбывающий наказание в колонии другого региона, оказался хорошим психологом. Его жертвами стали десятки нижнетагильцев, где он когда-то проживал. Жертвам аферист представлялся, в основном, следователем и сообщал, что их внук попал в неприятную историю. Для разрешения проблемы требовал от 10 тысяч до 50 тысяч рублей. В последующем посредники - ранее судимые знакомые получали деньги и часть отдавали организатору преступления.

В антирейтинге самых богатых мошенников первую строчку занимают банковские мошенники. Преступники берут кредиты, которые не собираются гасить. Договоры оформляются на номинальные фирмы либо на подставных граждан. На финишную прямую вышло расследование уголовного дела в отношении крупного банка. Вскоре аферисты, оформившие более 100 кредитов на общую сумму свыше 70 миллионов рублей, предстанут перед судом.

Сотрудники полиции продолжают разыскивать группу мошенников, которая обчистила одно из отделений Сбербанка на 160 миллионов рублей. Главными подозреваемыми по уголовному делу проходят 27-летняя Екатерина Ипатова, 43-летний Александр Иванов, 50-летний Андрей Храпов и 36-летний Вадим Балуев. Аферу удалось провернуть благодаря Е.Ипатовой, которая работала в банке и имела доступ к персональным данным и данным счетов клиентов. Деньги переводились на счета фирм-однодневок и обналичивались. Сейчас преступный квартет находится в международном розыске. Неотвратимость наказания - это не миф. Все преступники когда-либо ответят по закону, нужно лишь время.

- Много ли на Среднем Урале выявляется "финансовых пирамид"? 

- Как показывает практика, уральцы очень доверчивые. Несмотря на такие примеры, как МММ и подобные региональные аферы, процесс не остановился. В настоящее время расследуется уголовное дело в отношении основателей "Актив-Инвеста" Ильи Брылякова и Александра Харина, обманувших более 30 тысяч граждан практически во всех регионах страны. В суде рассматривается дело в отношении организатора финансовой пирамиды Юлии Шторх. В 2006 году екатеринбурженка создала кредитный потребительский кооператив граждан "Капитал Плюс". Через СМИ она активно рекламировала вклады организации "Молодежный", "Пенсионный" и "Жилищно-накопительный", обещая доход до 48% годовых. В 2006-2009 годах обвиняемой удалось "заработать" почти 78 миллионов рублей. Потерпевшими стали 222 среднеуральца.

- Сколько фальшивомонетчиков было задержано в минувшем году?

- Количество фальшивомонетчиков в минувшем году сократилось практически на четверть. В производстве свердловских следователей находилось 1 724 уголовных дела. В суд направили лишь уголовные дела о 22 преступлениях, что, тем не менее, на 20% больше по сравнению с предыдущим годом. Вычислить фальшивомонетчиков крайне проблематично. В 90% случаев фальшивки принимают в качестве оплаты и не замечается подделки. Их выявляют в банках, когда уже сложно восстановить весь путь движения подделки. Тем не менее, уже в текущем году удалось пресечь деятельность группы лиц, которые сбывали тысячерублевые фальшивки в Екатеринбурге и Свердловской области. Двое участников группы арестованы. Ведется следствие. 

- Как обстоят дела в Свердловской области с наркопреступностью?

- В последние годы наблюдается тенденция к росту наркопреступлений. В минувшем году в суды ушло 1 200 уголовных дел данной категории. Наиболее сложные, изощренные преступления расследовались сотрудниками следственной части ГСУ. Они направили в суд 56 таких уголовных дел, в том числе 8 - в отношении наркогрупп. 5 уголовных дел с квалификацией по статье 210 УК РФ "Организация преступного сообщества". Так, в суд направлено громкое уголовное дело в отношении организатора преступного сообщества Килина, который, отбывая наказание в колонии, поставил на поток торговлю наркотиками. 

Следует отметить, что все большее распространение в последние годы получают синтетические наркотики, курительные смеси, которые, как правило, поступают из Китая почтовыми отправлениями. При этом члены наркогруппы все чаще договариваются о сделке через Интернет.

- Сталкиваетесь ли Вы в своей работе с пробелами в законодательстве? 

- Законодательство в принципе не может быть совершенным. Жизнь идет, меняются социальные, экономические условия, поэтому его постоянно нужно корректировать. 

На протяжении нескольких лет правоохранители настаивали на введении уголовной ответственности за создание фирм-однодневок. В конце 2011 года вступили в силу две новые статьи УК РФ (ст.173.1 "Незаконное образование юридического лица" и ст.173.2 "Незаконное использование документов для образования юридического лица", предусматривающие до 5 и 3 лет лишения свободы соответственно). Введение ответственности за такие преступления позволит успешнее бороться с экономическими преступлениями.

По моему мнению, требует упрощения процессуальное законодательство. Уголовно-процессуальный кодекс РФ разрабатывали при участии правозащитников. Главной идеей закона было создать такие условия для следствия, чтобы, не дай Бог, не пострадал невиновный. Но страдают теперь потерпевшие и правоохранительные органы. Процессуальное законодательство достаточно заорганизовано, много бюрократических препонов и, вместе с тем, есть пробелы, которыми пользуются мошенники, жулики, обвиняемые.

  Интервью подготовила Елена НЕХОНОВА 

Актуальное