Пропавший Ан-2 засосало в "черную дыру" малой авиации

Система организации авиабезопасности не выдержала испытаний "кукурузником".

Самолет отправился с посадочной площадки Серова в ночь на 11 июня 2012 года в неизвестном направлении без уведомления органов управления воздушным движением. При этом пилот из Орска оставил на земле свой портфель с картами, а на столе обнаружили открытые бутылки со спиртным. Виновником такого бардака косвенно стали региональные власти, которые вопреки обещаниям, не спешат брать под крыло малую авиацию. А ведь в конце прошлого года они грозились направить 200 миллионов рублей на ее "реанимацию".  После "исторического" вылета Ан-2 конкурсный управляющий "Второго Свердловского авиапредприятия" Дмитрий Лазарев решил закрыть все посадочные площадки, однако подобная мера не поможет предотвратить похожие ЧП в дальнейшем. Почему это невозможно, он рассказал в интервью "Уралинформбюро".

- Дмитрий Вениаминович, на сайте Росавиации размещен Ваш приказ о закрытии для выполнения полетов и базирования воздушных судов всех посадочных площадок "Второго Свердловского авиапредприятия". Связано ли это с пропажей Ан-2? Документ появился после его исчезновения… 

- По сути, все эти площадки были закрыты еще весной. С 12 апреля 2012 года у ОАО "Второе Свердловское авиапредприятие" приостановлено действие сертификата по авиационной безопасности. В связи с этим автоматически с 14 апреля был "заморожено" и действие разрешительного документа на аэропортовую деятельность. (Мы его уже сдали - он лежит в нашем отделении Росавиации и по истечению трехмесячного срока с момента приостановки будет аннулирован). После этого служба авиационной безопасности была переименована в службу охраны. Все начальники площадок были уведомлены о том, что в их должностные обязанности входит только охрана недвижимого имущества, то есть зданий и сооружений, находящихся на вверенной им территории. 

- Почему при этом полеты все еще выполняются, хотя бы в рамках поисков того же "кукурузника"? 

- Федеральные авиационные правила (ФАП) допускают возможность выполнения полетов и базирования воздушных судов на несертифицированных площадках, где нет службы авиабезопасности. Поскольку оставить северо-восток Свердловской области без авиасообщения нет возможности, их использование с Росавиацией согласовали авиакомпания "ЮТэйр", Курганский и Тагильский филиалы РОСТО, МЧС, Центр медицины катастроф и печально известный "Авиа-Зов". Но при этом в ФАП четко прописано, что ответственность за охрану воздушного судна, медосмотр членов экипажа и заправку топливом в таких случаях несет лично командир экипажа. После случая с Ан-2 приказ о закрытии площадок выпущен только с одной целью - еще раз всем сказать: ОАО "Второе Свердловское авиапредприятие" не несет никакой ответственности за авиационную деятельность и занимается только охраной принадлежащего ему имущества. Этим документом мы еще раз говорим Росавиации: если вы даете разрешение на базирование, то потом к нам не ходите и не говорите, почему там что-то случилось. 

- То есть де-факто этот приказ ничего не меняет? Полеты будут выполняться как и прежде? 

- Да, это просто страховка на случай, если в Свердловской области, не дай Бог, еще что-нибудь такое произойдет. 

- Остались ли у предприятия возможности для слежения за воздушными судами на севере региона? Если да, то почему они не помогли засечь пропавший "кукурузник"? 

- В мае мы закрыли еще две службы. Речь идет о базе эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) - это локаторы и наземные станции слежения по нижним горизонтам, которые были у нас в Сосьве и на Уктусе. Вторая - служба движения, то есть диспетчерская. Мы их закрыли сами. Во-первых, нам не было никакого смысла их содержать, во-вторых, при помощи того оборудования, которое есть в распоряжении "Второго Свердловского авиапредприятия", как мы считаем,  достаточно сложно обеспечивать безопасность. До мая мы отвечали за безопасность полетов в нижних эшелонах. А когда в Сосьве работал пункт - в радиусе 80 километров была прямая связь с посадочной площадкой. Сейчас самолеты, идущие на низких эшелонах, могут связываться с землей только через высоколетящие воздушные суда. 

- То есть фактически без ваших локаторов и службы организации движения они могут обходиться? 

- По сути, да. Но в такой ситуации сложнее совершать посадку, поскольку на нее воздушные суда никто не заводит. Сейчас совершать рейсы на севере области можно только по правилам визуальных полетов. Поэтому в темное и даже в сумеречное время подниматься в небо там запрещено. 

- Значит, сейчас "Второе Свердловское авиапредприятие" со всеми его аэродромными площадками - просто "мертвый груз"? 

- Да, службу топливообеспечения мы закрыли осенью прошлого года. "Второе Свердловское авиапредприятие" признано банкротом еще в 2010 году, полным ходом идет конкурсное производство - распродажа имущества. Два аукциона состоялись, на них с молотка ушли гараж в екатеринбургском микрорайоне Ботаника и несколько авиадвигателей. 

- А как же аэродромный комплекс? 

- Он разбит на несколько лотов. Один из них объединяет аэропорт Уктус, а также площадки в Ивделе, Серове и Сосьве. Поскольку его никто не купил в результате двух аукционов, 18 июня он был выставлен на продажу путем публичного предложения за 90% первоначальной - рыночной стоимости - 350 миллионов рублей, и каждые 15 дней цена автоматически будет снижаться на 10%, пока не найдется покупатель. Так будет продолжаться до тех пор, пока стоимость не опустится до 10% от рыночной. Остальные посадочные площадки, которые являются имуществом "Второго Свердловского авиапредприятия", будут продаваться по отдельности. 

- В прошлом году областные власти заявляли, что купят имущество аэропорта. Для этого в бюджете даже было предусмотрено 200 миллионов рублей - власти ждут, пока цена опустится до этого предела? 

- Область должна была направить эту сумму на приобретение контрольного пакета нового ОАО "Аэропорт "Уктус", которое создано ООО "УГМК-Холдинг". И уже само ОАО "Аэропорт "Уктус" должно было выкупить имущество "Второго Свердловского авиапредприятия". Речь идет о лоте, который объединяет аэропорт Уктус и посадочные площадки в Ивделе, Серове и Сосьве. 

- Оговаривались ли сроки, в течение которых деньги должны поступить в уставный капитал нового ОАО? 

- Насколько мне известно, речь шла о 1 июля 2012 года, еще два месяца будет действительна допэмиссия. УГМК свои обязательства в рамках соглашения, подписанного еще при губернаторе Александре Мишарине, выполнила. Уже готова допэмиссия - остается только области ее выкупить.

Два года ставим перед региональными властями вопрос - если нужна малая авиация, то хоть что-то делайте, потому что самому "Второму Свердловскому авиапредприятию" было невозможно выжить. Между тем, продолжай оно работать в нормальном режиме, таких инцидентов, как с Ан-2, не возникало бы. Пока у предприятия были свои пилоты, которые летали в свои аэропорты, никто никого не подставлял. А тут прилетел на работу в Свердловскую область оренбургский экипаж по договору с Курганским РОСТО под флагом челябинской авиакомпании… Наверное, Росавиации надо было тщательнее следить за деятельностью такого перевозчика, поскольку она дала добро на его базирование в Серове. Пока мы работали, они чуть ли не каждую неделю какую-то проверку у нас проводили. 

- Каковы в итоге перспективы аэропорта Уктус и приписанных к нему посадочных площадок, на Ваш взгляд? 

- Перспективы - туманные. Вообще я не хочу комментировать этот вопрос.

 

Подготовила Ольга ЛОБОВИКОВА