Портрет ОСАГО в августовских тонах

Для изучения автовладельцам.

За ближайший год в системе ОСАГО произойдёт больше изменений, чем за предыдущие десять лет. К чему готовиться россиянам? И почему этот рынок покидают крупные компании? Об этом в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал генеральный директор Государственной страховой компании "Югория" Алексей Охлопков.

- Алексей Анатольевич, недавно были приняты новые поправки к Закону об обязательном страховании автогражданской ответственности. Что ждет автовладельцев, кому выгодны эти перемены?

- В ближайшее время нас действительно ожидают большие изменения в этой сфере. Прежде всего, со 2 августа вводится безальтернативное прямое возмещение убытков. При ДТП  можно будет обращаться только в свою страховую компанию. С 25 до 50 тысяч рублей вырастут лимиты выплат по европротоколу.

С 1 сентября 2014 года  клиент сможет выбрать – либо получить компенсацию убытков, либо ремонт. А срок выплаты (направления на ремонт) снижен с 30 до 20 дней.

Для страховых компаний введены штрафы: 50 тысяч рублей за необоснованный отказ в продаже полиса ОСАГО и навязывание дополнительных услуг.

В России давно назрела необходимость роста лимитов ответственности по ОСАГО, потому что сейчас в максимальные 120 тысяч рублей размер убытка часто не укладывается. С 1 октября этого года лимит выплат по имуществу вырастет до 400 тысяч рублей, а с 1 апреля 2015 года со 160 до 500 тысяч рублей увеличится максимальный размер выплат за жизнь и здоровье пострадавших в ДТП. Но на старые договоры повышение лимита выплат распространяться не будет.

С другой стороны, страховщики вполне закономерно и обоснованно поднимали вопрос о необходимости увеличения тарифов. Ведь базовая стоимость страховки не менялась с 2004 года – с момента введения ОСАГО: 1 980 рублей для физлиц и 2 375 рублей для юрлиц.

Понятно, что и автовладельцы и законодатели не заинтересованы в повышении тарифов. Вообще в обществе сложилось недоверчивое отношение к страховым компаниям. Многие считают, что страховщики много зарабатывают на ОСАГО и других видах страхования.  Что это такие пузатые капиталисты, которые "сидят на народе", поскольку людей заставляют обязательно страховаться.

Но с позиции страховых компаний ситуация выглядит иначе. По итогам 2013 года мы видим, что 7 крупных российских компаний заявили об уходе с рынка ОСАГО. Если это была бы одна или две компании, можно было бы говорить об ошибках управленцев. Но когда 7 ведущих компаний покидают рынок из-за больших убытков – это тенденция.

В результате удалось достичь компромиссного варианта. В октябре тариф ОСАГО, по предварительным данным, будет увеличен на 24-30%. Это означает, что полисы станут дороже на 500-600 рублей.

- Позволит ли страховым компаниям такое повышение тарифов нормально работать на российском рынке ОСАГО?

- Вряд ли. Думаю, что в дальнейшем тарифы еще не раз будут подняты. Ситуация осложняется тем, что в отдельных субъектах Федерации из-за неадекватных региональных коэффициентов проблему убыточности ОСАГО не решить даже ростом тарифов на 30%. Это - южные и центральные регионы, Дальний Восток.

В каждом российском субъекте действуют свои коэффициенты. Например, в московском регионе ОСАГО считается традиционно прибыльным, а в центральном Черноземье (Курск, Воронеж и т.д.) ОСАГО всегда было убыточное.  В отдельных регионах у нас убыточность зашкаливает за 120%! Это обусловлено низким региональным коэффициентом.

И еще - даже в одном регионе коэффициент может быть разный: для города он один, а для пригорода – другой. Но люди стали гораздо мобильнее! Живущие в пригороде ездят на работу в город, периодически попадая там в ДТП. Получается, что самые активные водители получают региональный коэффициент пригорода, а он зачастую на 30%-40%  ниже, чем городской.

- То есть горожанам выгоднее регистрировать машину в пригороде?

- Да, продвинутые водители так и поступают, и это тоже проблема. В законе об ОСАГО вообще есть ряд  дисбалансов, которые создают реальные проблемы на рынке.

Возьмем девушку-горожанку, чья машина всю зиму простояла в гараже, и мужчину из пригорода, который ездит каждый день и за год наезжает 40 тысяч километров. У него ОСАГО будет стоить дешевле на 30-40%, чем у девушки, которая за год может проехать только  тысячу километров.

Страховщики получают убытки и начинают избегать "пригородных" водителей. Потому я и говорю, что ростом тарифов на 30% в отдельных регионах эту проблематику не решить.

Следующий шаг, который необходимо сделать -  на основании данных, предоставляемых РСА, скорректировать региональные коэффициенты. Чтобы не было таких регионов, где ОСАГО заведомо убыточен.

Продолжение интервью.

Беседовала Мария КОМИНА