Контейнеры раздельные - мусоровоз один

Или Почему в Екатеринбурге не приживается дуальный сбор отходов?

Ежегодно уральская столица в буквальном смысле выдает "на гора" около 1 миллиона тонн отходов. Примерно 40% - вклад промышленных предприятий. А более 1,5 тысячи тонн твердых бытовых отходов ежедневно вывозится из городских мусорных баков.

При этом мощности мусоросортировочного комплекса (входит в ЕМУП "Спецавтобаза") задействованы только наполовину. О причинах в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга Егор Свалов.

- Егор Анатольевич, МСК был запущен на полигоне Широкореченский в конце 2011 года. Что удалось сделать за это время?

- В первый год работы предприятие выдало 57 тысяч тонн фракций, в 2013 году - 90 тысяч, за 9 месяцев нынешнего -  61 тысячу тонн. Поскольку запустили вторую линию, до Нового года показатель достигнет 100 тысяч тонн. 

Основная доля сортировки приходится на макулатуру (48%). Пластик занимает 20,8%, стекло - 15,7%, примерно столько же - лом отходов черных и цветных металлов.

Мусор сортируется, пакуется по фракциям и отправляется на продажу на свободный рынок в Москву, Санкт-Петербург, Казань. Соответственно, в 2013 году МСК заработал 41 миллион рублей, а в этом году уже 32 миллиона.

- Мощности комплекса позволяют сортировать до 200 тысяч тонн ТБО ежегодно. Почему предприятие работает вполсилы?

- Здесь многое зависит от организаций, которые занимаются обслуживанием жилфонда (ТСЖ, УК, кооперативы) и перевозчиков. С вывозом мусора с контейнерных площадок проблем нет, потому что управляющие и транспортные компании заботятся о своей репутации.

Важно КАК вывозятся эти отходы. Зачастую стоит две группы контейнеров – зеленые (для пищевых отходов) и оранжевые (для складирования неорганических отходов), вот только мусоровоз приезжает один. Потому что управляющая компания не хочет тратиться  на визит двух машин. А перевозчику какая разница? За что ему заплатили - так он и повезет: свалит в одну машину все контейнеры.

Поэтому процент выборки от такой фракции бывает крайне низким. И рычагов давления у нас нет.

- По какому принципу транспортные компании выбирают полигоны, на которые доставляют ТБО?

- Перевозчик может везти мусор, куда захочет. Из Екатеринбурга отходы отправляются на два муниципальных полигона - Широкореченский и Северный (на территории Верхней Пышмы). Есть также полигоны в Арамили, Березовском, Косулино, Верхней Пышме (полигон Красный).

Понятно, что УК Орджоникидзевского района не повезут мусор через весь город на Широкореченский, где стоит МСК. У них Верхняя Пышма под боком.

- А что показывает опыт других регионов?

- России в этом смысле пока похвастать нечем. В крупных городах это начинается - где-то в большей, где-то в меньшей степени. Но это длительный процесс. Та же Европа шла десятилетиями.

В Екатеринбурге эксперимент по дуальному сбору мусора начался лет 5 назад, раздельными контейнерами оборудованы дворы в районе ЖБИ и частично - в центре города. В кризисные времена этот эксперимент сошел на нет, сейчас снова к нему вернулись. К концу 2014 года мы должны провести инвентаризацию, составить паспорта контейнерных площадок.

Вообще осведомленность людей о раздельном сборе мусора в Екатеринбурге на достаточно высоком уровне. Пару месяцев назад мы проводили опрос. Лишь 10% респондентов заявили, что не готовы или не знают, что это такое. Остальные - готовы, хотят и говорят "дайте нам инструмент".

Но, как бы парадоксально это не прозвучало, я хочу прекратить эксперимент. И разработать нормальную программу, которая стала бы неотъемлемой частью городской жизни.

Необходимо заняться просвещением населения, найти рычаги по нормативному регулированию и заставить управляющие компании раздельно вывозить мусор. Также нужно продумать вопрос по мусоросортировке. Может, имеет смысл что-то построить, чтобы заниматься более глубокой переработкой. Ведь тот же пластик можно просто прессовать в брикеты, а можно делать из него гранулы, которые стоят гораздо дороже.

- В конце августа ЕМУП "Спецавтобаза" и шведская компания "Вирео Энерджи" подписали соглашение о строительстве на Широкореченском полигоне комплекса по добыче метана. Что планируется сделать?

- Чтобы представить, что нас ждет, мы с директором ЕМУП "Спецавтобаза" посмотрим на работу аналогичных заводов в белорусских городах Витебск и Орша. Потом отправимся в Ленинградскую область, где завершается строительство точно такого же комплекса в Гатчинском районе.

Завод будет добывать метан, который образуется внутри гниющих куч мусора. Технология такая: бурятся скважины в теле полигона, соединяются газопроводом, по нему газ проходит и сгорает на турбинах. За счет этого образуется электроэнергия, которая может пойти на работу МСК и саму спецавтобазу, также мы планируем продавать ее на рынке электроэнергии. Компания "Вирео Энерджи" готова инвестировать в этот проект порядка 170 миллионов рублей.

Беседовала Светлана КАЗАКОВА