Одурманенный Сургут

Когда закончится список жертв смертельного спайса? 

Сургут впервые пережил массовый всплеск отравлений синтетическими наркотиками. Семеро молодых людей погибли, количество перенесших серьезную интоксикацию достигло 180 человек. На памяти наркологов такого еще не происходило. Среди пострадавших большинство - молодые работающие мужчины. Значительная часть пациентов, получив первую помощь, скрывались, пытаясь избежать общения с наркологами.

Главный внештатный нарколог департамента здравоохранения по ХМАО-Югре Андрей Новиков в эксклюзивном интервью рассказал корреспонденту "Уралинформбюро", развеялся ли дым смертельного спайса над Сургутом.

- Андрей Петрович, когда был зафиксирован первый случай отравления, и как развивались события?

- Первый пострадавший поступил вечером 18 сентября 2014 года. Уже через 4 дня "скорая помощь" сделала 17 выездов к отравившимся. До 25 сентября число пациентов только нарастало. Сейчас ситуация стабилизировалась. 28 сентября обратились за медпомощью 9 человек, это в разы меньше.

- Как справились с ситуацией сургутские медики, была ли оказана поддержка из окружной столицы?

- Основная нагрузка легла на станцию скорой помощи и окружную многопрофильную больницу Сургута. Ведь все пострадавшие поступали с симптомами отравления. К чести медиков, отработали ситуацию в штатном режиме. Дополнительно сил не развертывали. С ситуацией справились самостоятельно. У нас в медучреждениях никто не погиб. Все, кто поступил, получили помощь.

- Погибли те, кто не доехал до больницы или не вызвал "скорую"?

- Как правило, их уже находили погибшими. Не было тех, кто умер в "скорой". Не спасли тех, кто не попал в поле зрения врачей.

- Отличались ли симптомы отравления от того, с чем приходится сталкиваться ежедневно?

- Конечно. После употребления психоактивного вещества развивалась потеря сознания, судороги, психомоторное возбуждение. Проще говоря, покурил - и в обморок. После того, как пациенты приходили в себя, они не помнили, что с ними происходило.

- Можно ли уже сейчас сказать, какая группа населения больше всего пострадала?

- Это мужчины 22-35 лет, работающие - то есть те, у кого были средства. Женщин совсем немного, буквально несколько человек. Ситуация показала, что женщины более консервативны, и все новое пробуют сначала мужчины. Радует, что подростков были единицы. Значит, наша работа по профилактике не прошла даром.

- Как сейчас организована работа с пострадавшими?

- Часть из них находится в больницах. Основная масса не были госпитализированы и от дальнейшей помощи отказались. Надо понимать, эти товарищи не жаждут получить лечение у наркологов, всячески скрываются, стараются избежать контактов. С ними работают сотрудники правоохранительных органов.

- Какие последствия ждут тех, кто выписался из больниц?

- Расстройство памяти, сна. Сохраняется тревога, страх. Следует отметить, что тех, кто наблюдается у наркологов, среди пострадавших нет. Мы стараемся работать на предупреждение, но контингент на самом деле специфический. Был факт, когда мужчина только вышел из больницы, тут же покурил и снова в обморок.

- Встречался ли в вашей практике такой всплеск отравлений наркотиками?

- В 90-е годы был всплеск опийной и героиновой наркомании, но такого резкого всплеска за короткий период времени не было.

- Установлен ли наркотик, ставший причиной отравлений?

- Мы с таким раньше не сталкивались, вещество не определили. Сейчас анализы отправлены в федеральные центры в Москву и Екатеринбург для дальнейшего исследования.

Беседовала Ирина КАЛИНИНА

Еще в сюжете: Опасность! Новый наркотик