Формула антинаркотика

Или как остановить наркоэпидемию.

Наркоотравления в Сургуте и Кировской области поставили на уши всю Россию. Вещество, формула которого была озвучена только на прошлой неделе, убило более десятка человек. Эксперты говорят, что новые синтетические наркотики появляются так часто, что их не успевают запрещать. О необходимости изменения законодательства, "предпочтениях" уральских наркоманов и о тех, кто по долгу первым узнает новые наркотические формулы, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал начальник базового экспертно-криминалистического отдела УФСКН РФ по Свердловской области Дмитрий Цыганов.

- Дмитрий Владимирович, ваша структура занимается экспертизой наркотических средств. Расскажите о ней в двух словах.

- Отдел существует с момента основания наркоконтроля, то есть с 2003 года. Мы проводим порядка 14 видов различных экспертиз, начиная от криминалистических (трасологическая, дактилоскопическая и т.д.), химических, и заканчивая техническими. В последнее время продавцы наркотиков активно используют телекоммуникационные системы, поэтому наш отдел регулярно исследует жесткие диски, планшеты, мобильные телефоны. Есть и новые виды экспертиз, которые появились сравнительно недавно - экономическая, психофизическая, с использованием полиграфа.

Но основное направление, конечно, - химэкспертиза наркотических, психотропных, сильнодействующих средств. Также мы анализируем химсостав упаковок, в которых перевозят запрещенные вещества. На основе заключения наших экспертов возбуждается либо не возбуждается уголовное дело.

- Каковы численность отдела и требования к сотрудникам?

- Информацию о количестве работников я не могу давать. У нас есть эксперты во всех крупных городах Свердловской области (химики и криминалисты), но основные исследования проводятся в Екатеринбурге. Основное требование - наличие специального высшего образования, в том числе химического, фармацевтического. Мы принимаем на работу выпускников сильнейших вузов не только Свердловской области, но и других регионов. Также наши специалисты учатся на курсах повышения квалификации в ФСКН России, после окончания которых получают допуск к самостоятельным исследованиям.

- Проверку на благонадежность будущие эксперты проходят?

- Конечно. У нас, как в армии. Служба безопасности проверяет каждого претендента. Все возможные злоупотребления мы стараемся пресекать на корню. Есть система видеонаблюдения, которая установлена и в местах хранения наркотических средств. Нужно понимать, что эксперту в большинстве случаев нужно быстро сделать анализ. Срок содержания под стражей до предъявления обвинения ограничен, поэтому мы должны в назначенный час дать заключение, является ли изъятое вещество запрещенным или нет и какова его масса. У нас есть график дежурств, в любое время дня и ночи эксперт должен быть готов провести исследование.

- Переходя непосредственно к химэкспертизам, какие наркотики превалируют?

- С начала 2014 года мы провели около 2 тысяч исследований. Спектр наркотиков широк. Летом традиционно изымалась конопля, мак и содержащие их наркотические вещества (гашиш, марихуана). Героина в Свердловской области стало в разы меньше, как и дезоморфина (так называемого" крокодила"). Запрет на продажу кодеинсодержащих препаратов сделал свое дело. В последние годы наркоманы перешли на "синтетику", которая дешевле и доступнее героина. Причем, ее модификаций тысячи, и старые методы исследования, которые применяются для изучения героина, не подходят. Новые наркотики требуют и современного высокоточного оборудования, включая хроматографы. Бывает, что мы не справляемся своими силами и отправляем изъятое вещество в Москву или прибегаем к помощи уральских ученых.

- Как часто появляются новые наркотики?

- В 2009-2010 годах на рынок попадало не меньше сотни новых психоактивных веществ. Сегодня в Свердловской области мы постоянно фиксируем порядка 3-4 новых модификаций. Наркопроизводители, как правило, слегка изменяют структуру уже известных химсоединений, внесенных правительством РФ в перечень запрещенных. Достаточно добавить или заменить один элемент, и новый наркотик готов. Наркоконтроль регулярно передает в правительство предложения о расширении запретного списка. Но пока в него вносят очередную формулу, на рынке появляются "пробники" с новым веществом. Так формируется рынок легальных наркотиков.

- Я знаю, что вы исследовали курительную смесь, которой отравились жители Сургута. Она тоже является новым наркотиком?

- Да, мы получили вещество, изъятое в Сургуте у одного из пострадавших наркоманов. К тому времени у нас уже была информация от коллег из Кировской области, которые первыми определили формулу новой курительной смеси. В процессе исследования мы сделали вывод, что она идентична сургутской. Формула нового наркотика напоминает уже известное вещество, но добавлена новая цепочка. Употреблявшие его могли также сами нахимичить, добавив в смесь дополнительные ингредиенты, чтобы увеличить или уменьшить концентрацию. В результате она стала смертельно опасной.

- На территорию Свердловской области новый наркотик тоже проник?

- Нет, мы бы его получили. Мы связывались с региональным Минздравом, всплеска отравлений наркотиками не было.

- Можно ли опередить наркопроизводителей и определить возможные формулы новых наркотиков, чтобы заранее внести их в список запрещенных веществ?

- Очень сложно. Комбинаций может быть огромное количество. На опережение можно действовать только на рынке сбыта, изучая наркоситуацию в России и странах СНГ. Необходимо сократить сроки внесения новых наркотиков в перечень запрещенных. ФСКН России предлагала делегировать ей полномочия накладывать хотя бы временный запрет на оборот того или иного вещества в черный список - до выхода постановления правительства. Есть надежда, что ситуация в Кировской области и в Сургуте станет стимулом для изменения законодательной базы.

Беседовала Марина СИРИНА.

Еще в сюжете: Опасность! Новый наркотик