Автодром будущего

На уральской земле.

Российское правительство в последние годы подталкивает автошколы к строительству автоматизированных автодромов. Однако те не спешат раскошеливаться. Между тем первый в России автодром такого типа был построен в Челябинске 8 лет назад. Второй - еще через год там же. О том, насколько затратно строительство подобных площадок и окупились ли вложенные средства, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал основатель автошколы "КАФС" Владимир Котров.

- Владимир Николаевич, что подвигло возвести автодром?

- В Челябинске, при областной ГИБДД есть автодром. Когда мы там работали (до 2004 года), сталкивались с проблемой: 30 машин стоят в очереди, 2 ездят. Другого варианта не было. Инструкторам хорошо - они за это время научились в карты играть отлично, а качество обучения при этом оставляло желать лучшего.

Тогда я принял решение построить свой автодром. Неавтоматизированный. Было 3 площадки, я увеличил в 4-5 раз пропускную способность. Но инструкторы не могли отвыкнуть играть в карты, а ученики крутились на автодроме вместо того, чтобы ехать по городу.

Для качественной работы и повышения КПД мы начали искать варианты. И на Европу обращали внимание, и на азиатское направление. Остановились на Южной Корее. У них опыт работы уже 20 лет. Мы слетали туда, посмотрели - и в течение 3 месяцев построили новый автодром. Один из местных банков в нас поверил и дал кредит.

- В чем плюсы автоматизированного автодрома?

- Машины не стоят в очереди на выполнение упражнения. Все двигаются одновременно. Единая методика, единая последовательность выполнения программных элементов.

10 часов занятий на автодроме проходят с инструктором, потом курсанты самостоятельно водят, ориентируясь на голосовые команды (начало движения, справились - не справились с заданием, баллы). В машине стоит монитор - обучающийся  видит свое упражнение. 

Курсант при необходимости может свободно поменять себе инструктора. У нас нет проблем: что он был у Сидорова, еще у кого-то - все машины одинаковые, программы одинаковые. К тому же, если он не справился с заданием на прошлом занятии, то на следующем преподаватель берет его карточку и все видит. Они едут и повторяют его. У нас строго за этим следят старшие мастера, завуч и директор автошколы.

Если вождение по городу, то инструктор с курсантом уезжает и вместе возвращаются. У него нет возможности остановиться на свои дела - попить кофе, поговорить с кем-то по телефону. Это все контролируется.

У других школ не так: инструктору отдали человека, он может его и на второй день в город вывести ради шоковой терапии, а может лишь на последние три занятия -  остальное же время по автодрому придется кружить. Там нет контроля со стороны дирекции.

- Сколько машин может находиться одновременно на ваших автодромах?

- На одном 40, на втором пропускная способность – 50. Есть еще грузовые.

- Срок обучения у вас такой же, как в других автошколах?

- Да, поскольку программа обучения одна и та же.

- Во сколько обошлось строительство площадки?

- 20-25 миллионов рублей. Это - автоматизация плюс затраты на строительство. У нас весь автопарк свой. Многие школы не тратятся даже на машины - берут внаем частников.

- Везде установлено оборудование из Южной Кореи?

- Нет. На первый автодром мы завозили оборудование из Южной Кореи. Теперь 75% комплектующих - российские. Будем переходить на 95%, а у корейцев только программы брать.

- Участки, на которых возведены автодромы, в вашей собственности?

- Нет, в аренде на 25 лет.

- Какой срок окупаемости проекта?

- От года до пяти лет.

- Вам уже удалось "отбить" кредиты?

- Нет. У нас доход основной от автошколы. Окупаемость складывается из многих компонентов: количество учеников, количество машин и т.д. В 2010 году поменялось законодательство - отменили вообще площадки, а в 2011 году разрешили открывать автошколы по заявлениям. И тогда на рынок выскочили новые автошколы - было 20, стало 40.

Тогда у нас обучение стоило 22 тысячи рублей, и народ хорошо шел. Конкуренты опустили цену на 4 тысячи. Мы выравнялись с ними, они опустили еще на 3 тысячи. В итоге мы опустились до 12 тысяч рублей и так проработали 4 года себе в убыток.

Сейчас вот только 3 месяца работаем по новым программам. Цена 30 тысяч - процесс пошел на оздоровление. Теперь можно отдавать долги. Я думаю, что еще выйдет методика приема экзамена, и у нас будет преимущество - наши ученики не будут сдавать теорию в ГИБДД и езду на автодроме. Только город.

- За передовым опытом обращаются к вам?

- За 5 лет мы приняли свыше тысячи делегаций. Из каждого города по 2-3. У нас есть сайт, включающий коммерческое предложение по строительству автодромов. Некоторые муниципалитеты ориентируются на сумму в 42 миллиона рублей - строительная часть, машины и оборудование. Из Екатеринбурга тоже были гости. У вас есть Георгий Иванович Коваленко ("Авто-Лада" - прим.ред.), он ждет новую методику приема экзамена и прогнозирует, что весной точно будет строить.

Беседовала Ольга КАРПОВА