"Большой Урал" - вагончик тронется, когда турист появится

Кто заполнит вагоны?

На протяжении нескольких лет власти и туроператоры говорят о развитии внутреннего туризма и экскурсионных поездах по Большому Уралу. Но дальше слов дело буквально не едет. Хотя в других регионах РФ, например, в Самаре и Казани, подобные проекты успешно реализуются.

Что не так с "паровозом" и когда отправится в путь из Екатеринбурга первый туристический поезд по Большому Уралу, в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал менеджер "РЖД-Тур" в Уральском регионе Александр Задимидько.

- Александр Геннадьевич, представительство "РЖД-Тур" появилось в Екатеринбурге несколько месяцев назад. Какая его основная миссия?

- Для возрождения железнодорожного туризма в России было принято решение открыть представительства в крупных городах России. Пока их всего 4: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Екатеринбурге.

Поле деятельности компании достаточно широкое – поездки по России и за рубеж по интересным железнодорожным маршрутам. Формируем специальные тематические поезда, туры выходного дня, разрабатываем интересные паломнические и круизные маршруты. Также мы занимаемся перевозками организованных групп детей к местам отдыха и организацией поездок для VIP-клиентов.

- Туроператоры возлагали большие надежды на открытие представительства. Что поменялось после появления "РЖД-Тур"?

- Раньше все проекты прорабатывались в Москве, и у многих еще осталось предубеждение, что если решает столица, то процесс будет долгим. Поэтому появление в регионе "своего" человека позволяет более эффективно налаживать взаимодействие с властями и представителями турбизнеса, а также быстрее запускать экскурсионные туры.

К примеру, раньше туроператорам приходилось брать составы в аренду, а это большие риски. Если состав не будет заполнен, то заплатить за пустые места им придется из своего кармана. Такую ответственность на себя никто не брал, и туристских поездов из Екатеринбурга раньше не было, за исключением поездов в Великий Устюг. Сейчас все риски и организационные моменты берет на себя "РЖД-Тур". Даже если поезд будет заполнен на 60%, состав все равно отправится по запланированному маршруту.

Конечно, если убыточные поезда будут ходить постоянно, то больше их никто запускать не будет. Поэтому очень важно в этом вопросе участие всех: и туроператоров, и РЖД, и властей.

- Какие-то интересные проекты уже есть?

- 8 мая из Екатеринбурга отправится "Поезд Победы" в Казань. Для пассажиров разработаны 2 программы. Одних ждет большая экскурсионная программа по городу, прогулка по Казанскому Кремлю и посещение Крестовоздвиженской церкви, других еще и Раифский Богородицкий мужской монастырь и осмотр красочного храма Всех Религий. Стоимость тура для детей – 5744 - 6119 рублей, для взрослых - 5954 - 6343. В сумму включены питание, экскурсии и проезд в купейном вагоне.

30 апреля из Екатеринбурга отправится "Поезд Памяти" в Волгоград. Программа поездки посвящена 70-летию Победы. 2 мая в городе-герое туристам покажут Аллею Героев, мемориальный сквер, Мамаев Курган, Дом Павлова и много других памятных и интересных мест. Проект подготовлен "РЖД-Тур" совместно с властями Волгограда и туркомпанией "ЮВА-тур". В основном поедут школьники и ветераны, для них подготовлена интересная анимационная программа в поезде.

Также туристы могут отправиться в тур выходного дня в Тавду на горячие источники. Стоимость поездки – 4950 рублей. Во время путешествия можно больше узнать об истории Тавды, искупаться в целебном источнике, соприкоснуться с нетронутой природой, побывав в единственном на Урале "Музее леса", купить экологические продукты (бруснику, клюкву, кедровый орех, различные виды свежей рыбы). Запланировано и посещения храма Прокопия Устюжского.

В будущем мы запустим экскурсионные поезда в Москву, Санкт-Петербург, Омск, Самару, Карелию, Алтай, Ижевск, Нижний Новгород, Ярославль.

- Почему все туры от нас, а не к нам?

- Мы уже работаем над этим и надеемся, что в ближайшем будущем в Екатеринбург приедут туристы из Казани, Самары и других городов. Вопросы въездного пассажиропотока в Екатеринбург мы уже обсуждали с представителями правительства и туроператорами Казани и Самары.

- Свердловская область несколько лет пытается запустить проект "Самоцветное кольцо Урала"? Что мешает его реализовать?

- В настоящее время мы работаем над этим проектом - при поддержке властей и турсообщества планируем запуск в следующем году. Также разрабатываем туристический маршрут "Большой Урал": Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Екатеринбург - Пермь и Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Тобольск - Тюмень – Екатеринбург – Пермь.

Дело в том, что представители турбизнеса сначала воодушевляются и говорят, что готовы продавать продукт, но когда дело доходит до каких-то реальных шагов, все сразу стопорится.

Казалось бы, в Екатеринбурге, Свердловской области и даже при аппарате полпреда Президента есть советы по туризму, которые должны объединять игроков рынка и помогать претворять в жизнь какие-то интересные проекты, но единства нет. На первый взгляд у всех одна цель - развитие внутреннего туризма, но в процессе каждый решает свои задачи, и в итоге нет общего эффекта.

Сам туроператор "РЖД-Тур" пока не может в полном объеме заполнить экскурсионный поезд - нет достаточной клиентской базы в Уральском регионе. Мы работаем здесь всего с ноября прошлого года. А запускать составы меньше 10 вагонов невыгодно. Поэтому единственный выход пока – это продажа продукта через существующих игроков рынка. Да и в целом, пока еще не привита культура путешествовать по России. Для этого необходимо время.

Но положительные примеры по развитию внутреннего туризма есть - раскрутили же как-то поездки в Реж на местный курорт "Баден-Баден".

- Чем привлекательны Пермь и Тобольск?

- Тобольск – красивый город, богат историей. Там все есть для туристов - и Кремль, и деревянный Диснейленд, и Абалакский монастырь. При желании можно окунуться в историю: посмотреть казематы, где сидели узники, послушать про декабристов, последний путь царя, Ермака и т.д.

В Перми есть Хохловка - проект деревянного зодчества, наподобие того, какой есть под Алапаевском. Можно посмотреть и законсервированный лагерь узников с колючей проволокой (Пермь-36), и Белогорский монастырь и прокатиться по Каме на теплоходе.

В Екатеринбурге тоже есть, что показать туристам - Ганина Яма, Храм-на-Крови и, пожалуй, обелиск Европа-Азия. Также в Верхней Пышме есть замечательный музей военной техники "Боевая слава Урала". Но все равно Екатеринбург больше славится как деловой центр.

При разработке тура по Большому Уралу мы столкнулись с одной большой проблемой - каждый регион хочет, чтобы приехали туристы именно к ним. А ведь главной задачей на данный момент является то, чтобы люди просто начали ездить. Сначала к одним, потом от них к другим и т.д. Вот этого понимания пока нет – каждый тянет одеяло на себя.

- Кризис проектам – не помеха?

- Безусловно, падение объемов перевозок есть. Но вместе с тем растет и спрос на внутренний туризм, в том числе путешествия по железнодорожным маршрутам. Поэтому прогнозы оптимистичные.

Из-за взлетевшего курса валют многие в этом году уже не смогут поехать за рубеж. А стоимость туров по России весьма доступна. Никому не хочется сидеть дома. К тому же условия на высшем уровне: комфортабельные вагоны, есть даже душевые, горячее питание, интересная экскурсионная программа.

Если это тур выходного дня, то лишние вещи всегда можно оставить в вагоне, а не носить с собой. Также не нужно тратится на размещение в городе прибытия, туристический поезд в данном случае выступает как гостиница на колесах. Если детский поезд, то его обязательно сопровождают сотрудники полиции и медработник.

Беседовала Ольга КАРПОВА