Доцент, а ну, канай отсюда!

Чекист Кокшаров начинает "зачистку" ельцинского УрФУ.

Из Уральского федерального университета к 1 сентября 2015 года планируется уволить почти четверть педагогического состава, таким образом "подогнав" численность преподавателей вуза под нормативы Минобрнауки РФ. Под благовидной "легендой" - преобразования УрФУ в исследовательский университет с элементами предпринимательства.

Но уходить молча доценты и профессора не хотят. Накануне несогласные вышли на пикет. Корреспондент "Уралинформбюро" выяснял у сопредседателя профсоюза "Университетская солидарность" Дмитрия Трынова, чем обернется новелла полковника ФСБ  Кокшарова, заработавшего в качестве ректора 11,8 миллиона рублей в 2014 году.

- Дмитрий Валерьевич, как администрация УрФУ объясняет предстоящие  сокращения?

- У меня в руках документ под названием "Ключевые организационные изменения и подходы по оптимизации численности персонала". Согласно ему к 1 сентября 2015 года численность профессорско-преподавательского состава уменьшится на 780 сотрудников. Мы согласны с тем, что наш университет имеет большее число преподавателей, чем заложено в нормах Министерства образования и науки РФ. Положен 1 преподаватель на 12 студентов, сейчас у нас соотношение 1 к 10.

Может проще подвинуть норматив, чем принять решение об увольнении сотрудников? Тем более, что число студентов будет увеличиваться год от года. Но оказывается, что нормы Минобрнауки - это скрижаль раз навсегда данная.

- Не возникнет ли ситуация, когда в университете имени Ельцина некому будет преподавать?

- О том и речь. Это и есть главная стратегическая ошибка!  Мы сегодня принимаем абитуриентов 1997 года рождения. По сути это - год начала выхода из демографической ямы. То есть через три года число абитуриентов резко вырастет.

- И возникнет дефицит кадров…

- А мы с вами видим на примере детсадов и школ, чем это оборачивается. Это же произойдет с университетами. С одной большой разницей. Работник высшего образования относится к числу тяжеловосполнимых кадровых ресурсов!

Если водителя троллейбуса можно научить за три месяца, педагога со средним специальным образованием – за два года, то на доцента, кандидата наук необходимо затратить 10-12 лет в лучшем случае.

Я уж не говорю о том, каким он будет с точки зрения науки и преподавания. Нет ничего проще, чем оптимизировать, сократить, уволить, и тогда вроде денег будет хватать. Но дальше, когда система начнет просить год от года больше работников в этой сфере, мы не сможем компенсировать потери.

- Что делать?

-  Мы говорим о том, что сегодня необходимо финансировать образование и науку полностью, пусть даже избыточно, но сохранить кадры на будущее. И может не стоит гнаться за рейтингами, а планомерно заниматься развитием.

- Чем плоха задача - вывести российские вузы в ТОП мировых рейтингов?

- По-моему, это - нонсенс. Я не слышал, чтобы МВД стремилось попасть в первую двадцатку международного антикоррупционного рейтинга. А вузам почему-то такую задачу ставят.

Если сравнить метафорически, это как строить дом с крыши. При ранжировании учитывается число научных работ, Нобелевских лауреатов, результаты многолетних научно-исследовательских изысканий. Российская национальная система образования имеет свою специфику, которая не позволяет так быстро перенастроиться в глобальный контекст.

А руководство сильно подгоняет. В стратегических целях УрФУ значится ускоренная трансформация вуза из образовательного в исследовательский университет. И это в условиях дефицита материальных ресурсов за счет организационных изменений,  оптимизации кадрового состава.

- Но ректор вуза Виктор Кокшаров неоднократно заявлял, что вуз, открыв научно-производственные предприятия, сможет сам заработать на развитие…

- Имущественный комплекс УрФУ включает в себя около 100 объектов, которые были переданы университету безвозмездно. Кокшаров со своей командой руководит вузом уже 5 лет. Что раньше мешало ему воспользоваться имеющими ресурсами? Почему мы сейчас слышим то же, что слышали в 2010?

Давайте не забывать, что ни один государственный вуз в мире не обходится без дотаций, тем более не приносит прибыль.

-  Сколько сегодня преподавателей работает в УрФУ и какова их нагрузка?

- "Горловая" нагрузка (лекции и семинары) - 900 часов в год, столько же на научную работу. Трудятся в вузе порядка 3200 человек. Профессорско-преподавательский состав сокращают планомерно с 2010 года. При слиянии вузов (Уральский госуниверситет и УГТУ-УПИ – прим.ред.) было не менее 4100 педагогов.

- Кого-то уже уволили в рамках нынешней оптимизации?

- Пока все находится в стадии объявления печальных результатов политики администрации университета и Минобрнауки РФ. Всех предупреждают: ждите. Никого во время сессии увольнять не будут. А вот с начала июля у преподавателей заканчиваются срочные контракты…

- Какие еще шаги будет предпринимать ваш профсоюз?

- Надо понимать, что профсоюз "Университетская солидарность" - альтернативный. В УрФУ есть традиционный профсоюз работников высшей школы. Насколько я понимаю, коллеги заняли выжидательную позицию: "Когда будут сокращения, тогда и будем предпринимать меры". Но будет поздно.

У нас есть печальный опыт, когда сокращения проводятся не по закону, без компенсаций и предложений альтернативных вариантов занятости. Сотрудников вынуждают подписать заявления по собственному желанию. И тогда формально все в порядке, люди сами уходят - не подкопаться.

И поэтому мы говорим: не бойтесь быть сокращенными, это - не черная метка, не "волчий билет". По крайней мере, так можно получить какие-то гарантии. Уйти по собственному желанию, когда такого желания нет, это глупость несусветная.

P.S.! Тем временем ректор УрФУ Виктор Кокшаров прокомментировал грядущую оптимизацию. По его словам, сокращение ставок не приведет к увольнению педагогов. Профессорско-преподавательскому составу будет предложено перейти на 0,125 лекционной ставки. Сотрудники вуза смогут "добрать" нагрузку за счет увеличения часов, посвященных прикладным разработкам и фундаментальным исследованиям.

"Уралинформбюро" продолжит следить за ситуацией в УрФУ.

Ирина КАЛИНИНА