Кто поможет скорой?

Защититься от пациентов.

За прошедший год в Екатеринбурге вдвое выросло число нападений на врачей скорой. Если в 2013 году было 37 таких случаев, то в 2014 году уже 56. Почему медики оказались беззащитны перед пациентами и есть ли лекарство от хамства, корреспондент "Уралинформбюро" выясняла у заведующего оперативным отделом Станции скорой помощи Екатеринбурга Матвея Демина.

- Матвей Васильевич, нападений становится больше, потому что растет число маргиналов?

- Не соглашусь с Вами. Народ становится более несдержанный, агрессивный. Люди требуют особого отношения к себе в такой форме.

Когда мы видим характеристики совершивших противоправные действия, все сплошь социально адаптированные люди, доброжелательные, успешные в коллективе и семье. И я Вам больше скажу, принадлежность к какой-то касте не говорит о норме воспитания.

А неуважение к врачу, полицейскому, пожарному становится нормой общества. Есть кодекс, который регламентирует нормы поведения медиков, а противоположная сторона безнаказанна? Мы должны уважительно слушать хамство, мат, угрозы?

- Как защищены от нападений врачи?

- Никакой специальной защиты не существует. Единственное, у нас есть тревожная кнопка, мы можем оперативно сообщать полицейским о ЧП с бригадой, не более того.

Мы не приставим к каждому врачу телохранителя. У нас более 100 бригад, которые работают круглосуточно. Да, наши сотрудники обращаются в полицию, но если по каждому случаю это делать, работать не будем успевать, только заявления писать.

Один из показательных случаев, когда была избита вся бригада. Пострадали 4 человека, включая женщину-фельдшера. Люди получили травмы средней степени тяжести. Ни в какие ворота не лезет.

Со стороны скорой было сделано все возможное для реанимации, но смерть пациента наступила около двух часов до приезда врачей. Мы же не боги – людей воскрешать. А сейчас выясняется, что в деле остался один обвиняемый, и тот не гражданин Российской Федерации.

- Может, бригады снабдить газовыми баллончиками?

- За применение которых нас и накажут. Есть и другая пугающая тенденция. Представьте себе, две хрупкие девочки вытаскивают пациента весом в 200 кило. И никто не поможет. Но включат телефон и будут снимать.

Все стараются максимально отгородиться, на въездах во дворы устанавливают шлагбаумы, интеркомы. Зачастую  люди вызывают скорую, но обеспечить проезд не считают обязанными. Попадайте, как хотите, вы должны и все. Но так тоже не должно быть.

- В то же время растет число обращений…

- В эпоху до сотовых телефонов, чтобы вызвать скорую помощь, нужно было найти телефон-автомат либо домашний телефон. Вызывали, когда действительно было нужно. А сейчас стало в порядке вещей звонить по любому поводу, вплоть до "подвезти". Около 30% пустых вызовов.

Не приоритет скорой увозить пьяных, бомжей. Простой пример: спит на остановке мужчина в подпитии, он не нуждается в помощи. Но звонит прохожий – приезжайте, убирайте. Куда мы должны его убрать? Вызывающий настаивает, мы отказать не можем. Приезжаем, смотрим. А за это время могли бы поехать на вызов к нуждающемуся в этом пациенту.

- Уходят ли из скорой столкнувшиеся с хамством врачи?

- Я не скажу, что люди прямо бегут. Терпят, свыкаются. Но и очередь желающих работать к нам не стоит. Все знают, что тяжело. А стоит ли идти к нам, если гораздо спокойнее работать в стационаре. Хотя практика показывает, что и там риски присутствуют.

- Что делать?

- У нас были неоднократные предложения приравнять сотрудников скорой помощи к сотрудникам оперативных служб. Не секрет, что если происходят нападения на полицейских, то на них реагируют быстрее, и осуждаются они гораздо жестче.

На моей памяти не было никого, кто получил бы срок за противоправные действия в отношении сотрудников скорой помощи. Все от безнаказанности. Пациенты о своих правах знают очень хорошо, но свои обязанности соблюдать не хотят.

Беседовала Ирина КАЛИНИНА