Театр по сценарию доллара

Чем ответит кризису Екатеринбургский ТЮЗ?

Театр юного зрителя уральской столицы начал новый сезон с премьеры прошлого года. "Русалочка" была поставлена сразу по завершении полномасштабного ремонта и стала показательным спектаклем, в котором демонстрировались все технические возможности новой сцены, освещения и уникальной аппаратуры. 

О спектакле такого же масштаба в этом году разговор не ведется. Премьеры костюмированных драм перенесены на 2016 год в надежде, что удастся найти деньги и получить господдержку. Корреспондент "Уралинформбюро" встретилась с директором ТЮЗа Светланой Учайкиной, чтобы выяснить, на что рассчитывать зрителю.

- Светлана Николаевна, в кризисный год тяжело будет привлечь зрителей в театр?

- Мы дорожим нашим зрителем и понимаем, что сейчас все мы находимся в непростой ситуации, поэтому театр не поднимает цены на билеты. Также в этом году в ТЮЗе будет запущена система театральных абонементов, она тоже поможет заинтересованным сэкономить.

Хотя, знаете, я считаю, что у человека во все времена была, есть и будет потребность в театре. И если театр интересен, интересны его спектакли, то зритель придет. 

- Если не поднимать цену на билеты, как выкрутиться?

- Мы и сегодня не продаем билеты по себестоимости – учитывая траты на ремонт и постановки, они бы стоили неподъемно дорого. К тому же ТЮЗ – в первую очередь детский театр, и ребенок к нам приходит с родителем, а это - двойные траты.

Вся надежда на бюджетное финансирование. Средств, полученных от продажи билетов, все равно не хватило бы на производство новых спектаклей, поэтому они уходят на дополнительные выплаты актерам, чтобы их зарплата была не ниже средней по региону.

- А на что новые постановки делать?

- По доходам и расход должен быть. Спектакли, которые мы ставим в этом году, бюджетно не сильно затратные. А масштабные постановки пришлось отложить до 2016 года: Елизавета Бондарь будет ставить "Принцессу Кру", а Алексей Логачев - "Два веронца" по Шекспиру. Ждем решения грантовой комиссии министерства культуры Свердловской области.

- На сколько заполняется сегодня ваш зал?

- Смотря какая постановка. К примеру, у "Русалочки" успех есть, и кассовый в том числе. Это наш совместный проект с коллективом Татьяны Багановой – театром "Провинциальные танцы", работа с которым придала спектаклю совершенно особенный выразительный язык. В "Русалочке" представлены новые технические возможности театра - свет, звук. До ремонта мы не могли создать спектакль подобного масштаба, а сейчас материальная база позволяет экспериментировать.

К слову, фестиваль детских спектаклей в Воронеже, чтобы заполучить "Русалочку" в программу, согласился оплатить все наши транспортные расходы. А они немаленькие: 12-метровая фура декораций и 60 человек выездная группа.

- Вовремя вам удалось сделать ремонт…

- После завершения ремонта у нас проводились Дни открытых дверей. Для того, чтобы попасть внутрь, не надо было покупать билеты. Бывало одновременно до 400 человек приходило, как в музее. А мы никому не отказывали, потому что ТЮЗ -  муниципальный театр. Его преобразование стало возможным на средства городского бюджета, а это - налоги каждого горожанина.

Отдельная радость, что у нас есть теперь независимая малая сцена – зрительный зал на 150 мест. Она оснащена всем, чем нужно: поворотный круг, театральный свет, возможность видеопроекции. На малой сцене будут проходить премьерные спектакли нового главного режиссера Ильи Ротенберга. В декабре в том числе и на ней начнутся новогодние представления. В планах еще создать на этой площадке бэби-театр для детей-трехлеток (сейчас наш зритель с 5 лет) с особым подходом к созданию спектаклей.

- Четыре года ТЮЗ жил без главного режиссера, почему так долго искали?

-  В российских театрах распространена такая практика, когда режиссера приглашают на разовые постановки. То есть, человек приезжает с готовым проектом, отбирает актеров… Поставил – получил свою порцию аплодисментов и вознаграждение (это же не безвозмездно делается) и убыл. Это, конечно, значительно легче, чем служить в одном театре и нести ответственность за творческую судьбу артистов труппы. Наши попытки найти человека, готового взвалить на себя эту ношу, долго не могли увенчаться успехом: то ТЮЗ готовился к ремонту, то мы находились в состоянии ремонта…

В июне этого года мы провели режиссерскую лабораторию, на которую были приглашены 4 режиссера, уже сделавших первые шаги в профессии. Они были готовы побороться в творческом соревновании за приз - должность главного режиссера театра. В результате наиболее интересным показался эскиз спектакля по пьесе Максима Курочкина "Класс Бенто Бончева" режиссера Ильи Ротенберга, в то время возглавлявшего Томский ТЮЗ.

Илья Владимирович не чужой нашему городу. Он здесь родился, здесь живет его мама. В течение этого года мы будем привыкать друг к другу, определять направление совместного движения. Когда я говорю "мы", я не себя имею в виду – директора театра, а весь коллектив. Зритель же приходит посмотреть не на то, как чисто у нас в фойе и уютно в зале, а на тот творческий продукт, который предлагает ему театр. 2-3 октября будет премьера "Класса". В ноябре Ротенберг поставит спектакль по пьесе "Земля Эльзы" Ярославы Пулинович, которая была написана только этим летом. И если зритель оценит, значит, правильной дорогой идем.

- А как формулируется это направление?

- Миссия для нас определена: "С детства и на всю жизнь". Первый раз зритель приходит к нам в возрасте 5-6 лет на "Стойкого оловянного солдатика", "Бременских музыкантов". Потом подрастает и смотрит уже "Аладдин и волшебная лампа", "Матроса Чижика", "Русалочку". Растет дальше, и мы с ним. Есть проект "Театр у школьной доски". Для взрослых в ТЮЗе идут "Без вины виноватые" Островского, "Похождение бравого солдата Швейка" по Ярославу Гашеку.

До ремонта у нас в театре действовал проект "Театр за бетонной стеной". Мы экспериментировали, ставили МакДонаха, братьев Пресняковых. Сейчас есть молодежный зритель, который заинтересован в современном материале. Именно поэтому мы решили этот проект восстановить.

Мы пытаемся остаться театром интересно работающим. И, надо сказать, очень хорошо посещаемым.

Беседовала Ирина КАЛИНИНА