Забыть советскую школу и шагнуть в ТОП-500

Секрет успеха уральской гимназии.

Екатеринбургская гимназия №2 третий год подряд входит в ТОП-500 лучших школ России. Возможно, такая высокая оценка связана с инновационным подходом к обучению. На четыре года раньше остальных в этой школе ввели новый федеральный образовательный стандарт для 5-9 классов. При этом в гимназии уже три года нет начальной школы. Подробности корреспондент "Уралинформбюро" выяснял у директора Светланы Тренихиной.

- Светлана Юрьевна, как удается гимназии удерживаться в ТОП-500?

- Мы очень гордимся этим. Каждый год что-то меняется в параметрах оценки, в этом году основным критерием стали результаты ОГЭ (госэкзамена в 9 классах). В прошлом - ЕГЭ. Но неизменным остается результативность участия детей в олимпиадах.

Все показатели рейтинга являются нашим постоянным акцентом в работе. У нас очень хорошая программа для одаренных ребят, и они неплохо показывают себя на общероссийских интеллектуальных соревнованиях.

Секрет нашей и 9-й гимназии (еще один участник ТОП-500 из Екатеринбурга – прим. ред.)  в том, что мы имеем статус городских ресурсных центров, и у нас уже три года нет своей начальной школы. Мы осуществляем конкурсный набор в 5 классы. К нам приходят мотивированные дети, и это подготовленные семьи, безусловно. Без опоры на семью ни один педагогический коллектив результатов бы не достиг.

Говорить, что какие-то инновации введены и вот оно место в рейтинге, наверное, неправильно. Традиции работы школы - это опыт не одного десятилетия. Основы нашей гимназии были заложены лет 20 назад.

- В прошлом году впервые в ЕГЭ появился профильный уровень экзамена по математике. В Свердловской области его сдали не очень хорошо…

- Все понятно. Школа готовит учеников к базовому уровню, а профильный - для тех, кто учится в специализированных гимназиях, где есть дополнительные часы математики.

- А может, тогда и не нужен такой экзамен?

- Наверное, правильно, что для тех, кто изучал математику углубленно, экзамен усложняется. Для остальных - это ситуация стресса. И мало было возможностей за один год к нему подготовиться. Поэтому и результат был не такой хороший.

Что я делаю, как директор? Приглашаю специалистов на дополнительные занятия. Мы ввели дополнительный час математики. Дети сказали "спасибо", потому что, несмотря на то, что мы английская школа, много наших выпускников собираются в этом году сдавать профильную математику.

- Не просматривается ли в результатах ЕГЭ общая тенденция к снижению уровня образования?

- Ох, это такое сложное понятие… Сама концепция образования поменялась, вводятся новые федеральные стандарты. Сегодня с утра общалась с психологами и социологами Уральского федерального университета. Они говорят: "Да, стандарт предполагает, что мы должны учить детей не таблице умножения, а любить Родину, уважать старших, но оценивать это предлагается обычными отметками…".

Противоречия заложены внутри самого стандарта. И они влекут за собой кривотолки, что что-то не то происходит в образовании. Как, помните, проклятие: "Чтобы ты жил в эпоху перемен". В школе мы в такую эпоху живем последние лет 20.

- А как тогда учат детей сейчас?

- Да, таблицу умножения никто не учит. Мы должны научить ребенка точно и эффективно действовать в предлагаемых обстоятельствах. Найти свой путь решения какого-то задания, понять алгоритм.

Мы сталкиваемся с необходимостью расстановки новых приоритетов, когда на уроке учителем ставится задача детям самостоятельно сформулировать цели занятия. Сейчас возможна многозадачность – один одно учит, другой другое. А нас-то учили по-другому, мы таблицу умножения зубрили, как стихи. И сейчас помним, а свой путь искать было не надо.

О концепции можно спорить. Но то, что люди, которые работают в системе образования, делают это качественно, совершенно точно. Для нас стандарт – закон, абсолютное требование. Мы должны вот так, по-новому, выучить ребенка, дать ему и точные знания, и прирост его личностных компетенций. И должны все это оценить каким-то образом.

- Каким?

- Придуманы портфолио, включающие личные достижения: участие в олимпиадах, мероприятиях, спортивные победы. И за них начисляются дополнительные баллы при поступлении в вузы. 

- Новый образовательный стандарт для 5-9 классов предполагает введение в школах второго обязательного иностранного языка. На Ваш взгляд, как директора лингвистической гимназии, насколько это необходимо для всех?

- У нас-то есть второй иностранный язык и уже давно. Для нас было организационно сложно в последние годы сохранить второй иностранный язык (французский или немецкий по выбору), но мы сделали все, чтобы он остался. Потому что это - наша концепция.

Должна ли таковой стать каждая школа? Да, нет, конечно. Где взять такое количество педагогов? И в учебном плане организационных условий для введения дополнительных часов нет, и потребителю не нужно.

- Предполагается и увеличение внеурочной работы. Чем у вас заняты дети в это время?

- Сначала мы добавили часы и сделали их обязательным для ребенка и учителя. Вся вторая половина учебного дня изобиловала дополнительными уроками. Сейчас отказались от этого. Ведем более детально учет занятости детей. Например, публикации на сайте, участие в "Кроссе нации", ведение праздников в гимназии. Это все - внеурочная деятельность.

Добавлять количество часов и делать учебный день ребенка и учителя бесконечным не рационально. У ребенка должно оставаться время для себя самого, для семьи, вне уроков и школьной системы.

С другой стороны, нет механизма оплаты труда педагогу, который включен в дополнительные занятия. Иногда творчество ради процесса незачем.

- А сильно отличается стандарт старшей школы от того, к чему мы привыкли?

- Всего две школы в Екатеринбурге реализуют стандарт старшей ступени - №116 и №47. Я с опытом и той, и другой школы знакома. Не со всем могу согласиться, потому что разные условия. Но очень многое интересно. Например, индивидуальные проекты, которые каждый старшеклассник должен реализовать в процессе обучения и публично представить.

Что касается самого учебного плана, то каких-то часов станет меньше, каких-то больше, что безусловно влияет на нагрузку реальных учителей. Например, МХК станет меньше, а я считаю, что от такого мировоззренческого предмета школа не должна отказываться. ОБЖ становится меньше, но это неплохо. В любом случае, мы пока на пути осмысления, и говорить, что у нас есть готовые рецепты, нельзя.

Мы с новыми стандартами общей школы (5-9 классы) живем уже 4 года, так как перешли раньше остальных. И за это время наши подходы изменились. Но идеальной модели все равно не будет, я думаю. В этом-то стандарт и хорош, что есть возможность модифицировать подход.

- У вас молодой коллектив, готовый экспериментировать. Как удается привлекать новые кадры?

- Хэдхантерством занимаемся. Смотрим на конкурсах, знакомимся, делаем предложения. Мы привлекаем учителей 25-30 лет, получивших опыт в других школах. Естественно, люди изыскивают более комфортные условия труда, они у нас именно такие.

У нас сильная творческая команда и потому, что есть внутренняя система подготовки. Мы проводим семинары, обучающие педсоветы. Действует своя система поощрения, сертификации. Приглашаем гостей из Москвы, Уральского федерального университета.

Мы постоянно в движении вперед. Останавливаться нельзя никому - ни самой молоденькой учительнице, ни самому известному мэтру. В этом залог успеха!

Беседовала Ирина КАЛИНИНА