Тарифная клетка

Как ФЗ-220 изменит общественный транспорт?

В России в 2016 году заработает новый "революционный", как его окрестили, Федеральный закон 220. Он кардинально изменит систему транспортного обслуживания населения. Грядущих изменений перевозчики и пассажиры ждут с опаской. Они не понимают, чего им стоит бояться, а чего нет? Ответ на этот вопрос корреспондент "Уралинформбюро" искал вместе с директором Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилией Саранчук.

- Лилия Марковна, что же революционного в этом законе?

- Новый ФЗ-220 приблизит систему транспортного обслуживания к народу и местным органам власти, позволит решать проблемы на местах.

Сейчас регулируемые тарифы (их размер определяет РЭК) действуют на маршрутах городского и пригородного сообщения. А решение по междугороднему сообщению принимают власти субъекта Федерации. Свердловская область, к примеру, не регулировала эту сферу, а вот Челябинская, наоборот, регулировала.

По новым правилам, какие тарифы регулировать, а какие не регулировать - каждый должен разобраться сам. Так, за муниципальные маршруты несут ответственность муниципальные образования, за межмуниципальные - субъект РФ, за межрегиональные - Министерство транспорта и связи РФ. Каждый из них теперь организует свои маршруты и отвечает за то, на каких маршрутах будет применять регулируемый тариф, а на какие - нерегулируемый. 

- И как это все будет работать? На нерегулируемых тарифах органы власти не будут вообще ничего контролировать?

- Будут. Просто для тех, кто возит по регулируемым тарифам, будет разыгрываться конкурс на получение государственного или муниципального контракта (в зависимости от организатора перевозок), а для транспортников, которые будут возить по нерегулируемым тарифам, разыграют конкурс на получение свидетельства.

Что касается контрактов. Часть затрат транспортникам будет оплачивать население, которое ездит по установленным РЭКом тарифам. А часть затрат компенсирует бюджет. За это власти муниципалитета или региона спросят с перевозчика объемы работы, регулярность, качество и безопасность. Надо будет отчитаться, на что и сколько перевозчик потратил. Бизнес должен стать прозрачным.

Если бюджет не дает деньги, то перевозчик устанавливает свой тариф, нерегулируемый. Тогда пассажир заплатит сполна. В этом случае все определяет рынок. Если перевозчик "задрал" цену, то люди не поедут. Конкуренция очень жесткая, поэтому сильно не разгуляешься, но здесь можно рискнуть.

- Величину регулируемых тарифов кто будет устанавливать?

- Орган власти просто определяет, на каких маршрутах будет применяться регулируемый тариф, а на каких - нерегулируемый. А РЭК, исходя из интересов населения, устанавливает размер тарифа. Например, в Москве 50 рублей проезд - и никто не дрогнул. А у нас в Екатеринбурге если проезд сделают 50 рублей, народ мэрию не поймет, а если такое скажут в Кушве, то народ будет ходить пешком. Чем ниже достаток жителей, тем меньше должна быть для них стоимость услуги.

- Для чего был принят ФЗ-220, и что поменяется в отрасли, когда он заработает?

- Главное, что в связи с увеличением доходов перевозчиков транспортное обслуживание станет более безопасным и качественным. Водителям начнут платить белые зарплаты, и у них, наконец, появятся все необходимые социальные гарантии. Транспорт, который на протяжении 25 лет был криминальной отраслью, перейдет в легальный бизнес. И перевозчики наконец поймут, что они должны платить налоги.

Власть начнет заниматься исследованием пассажиропотока и правильно организовывать транспортное обслуживание. У нас как сейчас в некоторых муниципалитетах? Пришел перевозчик, сказал, что хочет вот по этому маршруту ездить. Ему говорят: "Езжай!". Ответственности у муниципалитета никакой. Поэтому в некоторых муниципальных образованиях избыточность предоставления услуги примерно 20-40%. В каких-то территориях есть отдаленные районы, поэтому людей надо начинать возить с 6 утра, а где-то все компактно и не нужно в 6 утра гонять пустые автобусы, можно их пустить с 7 часов. Это все нужно изучать и организовывать маршруты. И муниципалитет должен между Сциллой и Харибдой как-то проплыть, чтобы, с одной стороны, транспортного обслуживания было достаточно, с другой - чтобы не нужно было платить за лишний транспорт. В достаточно сложное положение поставлены органы местного самоуправления. Некоторые уже поняли это, а некоторые поймут в ближайшее время.

- Не получится ли так, что органы местного самоуправления, о которых Вы только что высказались, не захотят решать проблемы и просто применят на маршрутах нерегулируемые тарифы? А в итоге за все придется платить населению…

- Междугородние маршруты останутся, как и сейчас, на нерегулируемых тарифах. У нас их более 300. Пригородные, их где-то 230, были с применением регулируемых тарифов, а теперь какие будут? Орган власти должен сказать. Городские были с применением регулируемых, а какие они будут? Тоже должен разобраться орган власти.

По поводу стоимости проезда... Никто не отпустит перевозчиков на нерегулируемые тарифы "без ума - без памяти", чтобы они "задрали" цены. У транспорта есть социальная функция, и ее никто не отменял. Кроме того, в Свердловской области сейчас в большинстве муниципалитетов заключены договоры с перевозчиками, и их никто отменить не может раньше срока. В Нижнем Тагиле 5 лет еще договоры будут действовать. В Каменске-Уральском - 4 года, в Первоуральске - 1,5 года. В Екатеринбурге МОАП и ЕТТУ 10 лет еще могут оставаться на субсидиях. Сейчас в столице Урала только 30% рынка занимают частные перевозчики. У них тоже у всех есть договоры, надо смотреть, сколько они еще будут действовать. В целом екатеринбуржцы не должны почувствовать каких-то изменений в ближайшие годы.

Есть, конечно, в Свердловской области и муниципалитеты, где гораздо раньше придется разбираться с новой системой транспортного обслуживания.

- Есть опасность, что в таких муниципалитетах органы местного самоуправления установят на маршрутах нерегулируемые тарифы?

- Если они и выберут такой вариант, это еще не означает, что нет пути назад. В Московской области тоже три года назад всех отпустили на нерегулируемые тарифы. И стало понятно, что это неправильно. В результате там вернулись к регулируемому тарифу. Со временем все равно органам власти придется разбираться в сфере транспортного обслуживания.

- Подорожания проезда ждать стоит?

- Если повышение и произойдет, то оно будет связано с инфляцией.

- То есть Вы считаете, что если организовать перевозки правильно, то они могут быть и доступными для населения, и одновременно безубыточными?

- Конечно. Во всяком случае, к этому нужно стремиться. Хочу привести в пример США. Там на 350 миллионов человек приходится 4 перевозчика на межгород. А в Свердловской области, на 5 миллионов человек на межгороде работают 250 компаний. А в некоторых муниципалитетах на одном маршруте сидят по два перевозчика. Это не промышленный способ оказания услуги, а кустарный. Это неправильно.

В Париже и в Лондоне работает по одному муниципальному предприятию при всей их рыночной экономике. Работают дешево и с высокой производительностью труда. Мы должны в итоге к такой же системе прийти, что и в Европе.

Возможно, некоторые муниципалитеты с ограниченными бюджетными возможностями в итоге придут к муниципальным предприятиям. По крайней мере, их можно будет в нулевую рентабельность поставить и каждый рубль контролировать. Это будет более выгодно экономически, чем сотрудничать с частниками.

- Когда транспортники начнут ездить по новым правилам?

- Закон вступил в силу 17 июля 2015 года. 180 дней с момента вступления в силу, то есть до 13 января, - это такой переходный период. За это время необходимо провести все организационные мероприятия, составить реестр всех маршрутов. Это очень большая работа. Затем до 13 апреля 2016 года на каждое транспортное средство должна быть составлена карта маршрута. В ней описывается маршрут, перевозчик, вид транспортного средства, его класс, экологические характеристики и прочее. Нелегальных перевозчиков мы на этом этапе выявим. А это штрафы в сотни тысяч рублей.

Следующий период до 17 июля - выдача государственных или муниципальных контрактов или свидетельств. После этой даты начнут действовать две статьи ФЗ. 40 статья - о внесении изменений в российский КоАП, 41 статья - о проверках и штрафах.

Беседовала Елена ПЛЮХИНА