Лариса Фечина: Аутсорсинг скорой надо проводить с умом

А не на скорую руку.

Эксперты Минэкономразвития РФ "завернули" проект доклада Минздрава о переводе скорой на аутсорсинг. Они не нашли в нём главного – расчетов и анализа опыта регионов, в которых проводился эксперимент. Торопливость медицинских чиновников понятна - не позднее 20 июня доклад должен лечь на стол Владимиру Путину. В нынешней ситуации неясно, решится ли президент на очередной непонятный шаг по оптимизации здравоохранения. Можно ли отложить передачу скорых в частные руки в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказала депутат Государственной Думы РФ, заслуженный врач России Лариса Фечина.

- Лариса Геннадьевна, недавно "Уралинформбюро" изучало ситуацию в регионах, ставших экспериментальными площадками по внедрению аутсорсинга скорой помощи. Многие критикуют эту новеллу…

- И не зря. Скажу как врач - идея до конца не обдуманная и не проработанная. Она возникла только потому, что у государства не хватает средств на приобретение тысяч единиц санитарного автотранспорта. Аутсорсинг по всем приметам становится очередным способом заткнуть дыры в бюджете. Когда-то – до кризиса – региональные власти заверяли президента РФ в том, что сами будут заниматься обновлением парка санитарных автомобилей. Как видите, не получилось.

Вопрос в том, что с вводом аутсорсинга экономии может и не быть, а вот угроз предостаточно.

- Например?

- Рано или поздно частник начнет повышать стоимость услуг, закладывая в цену, например, закупку новых автомобилей. Кроме того, когда парк принадлежащих государству машин скорой медицинской помощи будет полностью изношен, главврачи СМП окажутся один на один с коммерсантом, который, в условиях отсутствия конкуренции, получит возможность диктовать цены на свои услуги.

С другой стороны, отказ станций скорой помощи от заключенных договоров с нерадивой фирмой грозит серьезными издержками. Вплоть до остановки их деятельности.

Я часто слышу, что опыт регионов, вставших на путь аутсорсинга скорых, свидетельствует о нулевом или отрицательном эффекте. Один из примеров. Подрядчик выбирается на конкурсной основе, а затем с ним подписывается контракт на услуги на определенное время - разорвать его не так-то легко. Власти одного из регионов поняли, что на новый контракт придется искать другого исполнителя, после чего подрядчик по действующему контракту стал дорабатывать его "спустя рукава".

Еще один негативный вариант может быть связан с внезапным уходом частника с рынка. Например, он объявит себя банкротом. Пока будет проводиться конкурс и налаживаться работа с новой аутсорсинговой компанией, пострадает население.

Вовсе не случайно эксперты призывают специалистов Минздрава РФ быть более внимательными к деталям. Потому что в некоторых регионах частные компании закупали обычные машины, а не автомобили скорой помощи. А это привело к дополнительным затратам из бюджета на их дооснащение.

Бригада скорой медицинской помощи — это команда профессионалов, причем водитель также может быть в экстремальной ситуации привлечен к помощи при госпитализации больного. В случае скорой на аутсорсинге водитель будет работать на частную компанию, он может не согласиться помогать медперсоналу. Такие случаи отмечались в регионах, где обкатывается пилотный проект.

- Может, тогда не стоит затуманивать глаза президенту, который по горло сыт жалобами на оптимизацию здравоохранения?

- Не стоит. Минздраву в своих докладах надо честно говорить об отрицательном опыте, а не расписывать радужную теорию о том, как прекрасно на аутсорсинге работает западная медицина. Думаю, всем ответственным лицам следует помнить, что скорая помощь, как и полиция, пожарные — это экстренная служба, которая стоит на защите граждан.

Беседовала Наталья ГОРБАЧЕВА

Актуальное