Свердловское здравоохранение здоровеет от четверки к пятерке

Врачей не хватает.

В России с легкой руки федеральных властей ликвидируется муниципальное здравоохранение. Одной из первых на реформу решилась Свердловская область - в январе 2012 года все медучреждения были переданы в государственное управление. Как объясняли ее приверженцы, ради создания трехуровневой модели оказания медицинской помощи и оптимизации отрасли в целом. Рьяно взявшийся за новации региональный министр здравоохранения Аркадий Белявский в мае 2016 года подал в отставку.

С новым главой ведомства Игорем Трифоновым корреспондент "Уралинформбюро" обсудил, как свердловчане будут лечиться в дальнейшем.

- Игорь Михайлович, вы в медицине не новичок - обладаете опытом руководства ведомством, надзирающим за деятельностью здравоохранения. Как оцените его состояние в текущий период?

– Свердловское здравоохранение – одно из лучших в России и лидер Уральского федерального округа. За время своего пребывания на посту министра, а это чуть более трех месяцев, я побывал в 5 управленческих округах области, где провел расширенные совещания с участием главных врачей – для меня было важно услышать их точку зрения на происходящие события, выяснить наиболее острые проблемы и пути их решения.

Какие из проблем вышли на первый план?

– Острейший дефицит кадров. В этой связи не перестаю удивляться злобным публикациям по поводу того, что мы сокращаем медперсонал, тогда как на самом деле мы не знаем, как и где набрать медработников. Переманиваем даже из соседних регионов. В ряде больниц области штаты укомплектованы только на 60% от необходимого. О каком сокращении может идти речь?

Что спровоцировало тотальный дефицит?

– В здравоохранении кадров не хватало всегда, как и денег. Сказывается ситуация 90-х годов, когда в отрасли не платилась заработная плата. Вот и растеряли врачей.

А сейчас?

– А сейчас средняя зарплата врача в нашей области составляет 55 тысяч рублей. Но сначала я хотел бы прояснить ситуацию с кадрами, которых, к слову, не хватало и в советские времена.

Сегодня в больницах трудится значительное количество специалистов предпенсионного возраста. Но есть и муниципальные образования, в больницах которых штаты укомплектованы в полной мере, много молодых специалистов. Не надо думать, что решение этого вопроса упирается только в областной минздрав. В надежном и перспективном здравоохранении должны быть заинтересованы и главы муниципалитетов. Как, например, в Бисерти, где глава делает все возможное для привлечения специалистов – обеспечивает их служебным жильем, предоставляет места в детсадах.

Но, увы, не у всех так хорошо получается. Например, в Богдановиче работает 57 врачей, а надо еще 58. Когда мы забрали здравоохранение с муниципального уровня на областной, то увидели, в каком ужасном состоянии находятся некоторые больницы. За три года после передачи в госсобственность привести их в порядок, оснастить не так-то просто, тем более в сложных экономических условиях. Надеемся, средств на обновление материально-технической базы станет больше с запуском второго нацпроекта "Здоровье", о необходимости которого говорил президент РФ.

Не проще ли увеличить финансирование отраслевых программ, предусмотреть дополнительные расходы в бюджетах и Фонде медстрахования?

– По опыту скажу, что нацпроект, стартовавший в 2005 году, здорово помог отрасли.

Что происходит с зарплатами медиков?

– Они выплачиваются стабильно с учетом стимулирующих выплат. Случается, что некоторые главврачи злоупотребляют этими выплатами, забывая о растущих долгах по кредиторке. В поле зрения министерства и контролирующих органов – заработная плата главных врачей. Следим за тем, чтобы разрыв по оплате труда между руководителем медучреждения и рядовым доктором не превышал существующих нормативов.

Как будет решаться проблема с кредиторской задолженностью, из-за которой ряд больниц может остаться без света и тепла?

– Об этом и надо думать главврачу, который должен быть эффективным менеджером, в моем понимании.

Кто будет гасить накопившиеся долги?

– Помогут и помогают уже областные власти. Недавно на эти цели была выделена субсидия в размере 500 миллионов рублей.

А сколько надо?

– Дело в том, что эта система динамична. Ведь больница каждый месяц зарабатывает деньги, ТФОМС оплачивает ее услуги. Отмечу, что в Свердловской области есть медучреждения, не имеющие кредиторской задолженности. Для этого должно быть оптимальное штатное расписание, оптимальный коечный фонд. Нужно избавляться от лишних пустующих помещений, требующих значительных затрат на содержание.

Сколько средств направляется в здравоохранение региона в текущем году и каковы прогнозы на 2017-й?

– В этом году общий объем финансовых ресурсов составляет 56 миллиардов рублей. Расходы следующего года пока не утверждены – идет бюджетный процесс. Как сказал президент РФ, здравоохранение и образование должны быть в приоритете. Уверен, хуже не будет. А с появлением нового нацпроекта у нас появится дополнительная возможность реализовать планы развития здравоохранения.

Например, особое внимание нужно уделить созданию условий в амбулаторно-поликлиническом звене, на которое падает основная нагрузка – там оказывается 90% услуг. Тогда как высокотехнологичная медпомощь у нас и так на первых позициях по УрФО. На этом уровне практически нет очередей, мы принимаем пациентов из соседних регионов.

Тогда для чего было нужно сокращать фельдшерско-акушерские пункты?

– Их не сокращали, закрывались или ветхие, или за отсутствием прикрепленного населения, или за отсутствием медицинского работника.

Хорошо, тогда какой оценки заслуживает свердловское здравоохранение?

– Твердой четверки.

Почему?

– Пятерка возможна тогда, когда люди перестанут жаловаться.

На что же чаще всего жалуются жители области?

– На хамство со стороны медицинских работников. С этим я не могу мириться.

Избавиться от грубиянов при существующем дефиците кадров не удастся. Что будете делать?

– Воспитывать.

Например, екатеринбургская клиника "Микрохирургия глаза" при любых обстоятельствах не только остается на плаву, но и развивается. Там не грубят пациентам…

– Грамотно построен менеджмент. Такой опыт полезен всем другим.

Людей не так-то просто убедить в том, что доступность здравоохранения не будет снижаться…

– Заявляю со всей ответственностью, что министерство здравоохранения Свердловской области сделает все возможное для того, чтобы обеспечить качество и доступность медицинской помощи.

Беседовала Наталья ГОРБАЧЕВА