Средний Урал поймали на взятках

В сфере транспорта.

Взятка нынче и опасна, и трудна. Опасна для общества и трудна в доказательстве. Накануне Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря, корреспондент "Уралинформбюро" пообщался с заместителем руководителя Уральского следственного управления на транспорте СК РФ Романом Кашиным.

- Роман Сергеевич, каковы итоги работы Управления в 2016 году? Довольны ли Вы результатами?

- Борьба с коррупцией – это одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Ему уделяется повышенное внимание. Успехи, конечно, есть, но оставаться довольными, наверное, преждевременно. Есть над чем работать, не все дела окончены, по ним в настоящее время продолжается следствие.

Что касается итогов, то за 10 месяцев текущего года к нам поступило 610 сообщений о преступлениях коррупционной направленности. По результатам их рассмотрения возбуждено 465 уголовных дел. Это примерно на 8% меньше показателя прошлого года. Сокращение числа – это общероссийская тенденция. Одна из причин - изменения в УК и УПК. Так называемые мелкие взятки (до 10 тысяч рублей) были отнесены к подследственности органов внутренних дел.

При этом в нынешнем году значительно выросла сумма ущерба, нанесенного коррупционерами государству – за 10 месяцев в регионах нашего Управления она составила более 10 миллионов рублей против 1 миллиона 800 тысяч рублей в 2015 году.

- Какие регионы отличились в выявлении таких преступлений?

- Лидером по числу выявленных преступлений является Свердловская область. За январь - октябрь этого года было зафиксировано более 160 фактов. На втором месте Челябинская область. Тройку замыкает Оренбургская область (100 фактов).

- Чем вызвано печальное лидерство Свердловской области?

- Понятно, что в регионах-донорах жизнь активнее протекает и экономических процессов больше. Екатеринбург находится на стыке Европы и Азии – это большой транспортный хаб. В городе расположен международный аэропорт Кольцово, через который проходят миллионы людей. Здесь есть своя специфика. Пересечение государственной границы проходит поэтапно, на каждом работают представители разных ведомств. Это и авиационная безопасность, и таможня, и пограничники. Если у пассажира выявлено что-то проблемное в багаже или документах, декларации, то нередко возникает попытка дать взятку сотруднику службы – в среднем от 1 000 до 20 000 рублей.

В 2016 году в целом было возбуждено 55 уголовных дел по фактам дачи взяток должностным лицам, занятым в транспортной сфере. А по фактам получения взяток возбуждено 135 уголовных дел.

- С какими трудностями приходится сталкиваться при расследовании коррупционных дел?

- Прежде всего, это противодействие со стороны тех людей, которых мы привлекаем к ответственности. Как правило, нам приходится его преодолевать с помощью назначения различных экспертиз, большого количества следственных действий. Не секрет, что коррупционные преступления сконструированы так, что им пытаются придать некоторый вид законности.

- Как много времени занимает расследование?

- Продолжительность следствия как раз зависит от экспертиз. Как правило, несмотря на фиксирование факта преступления на видео или на аудио, адвокаты отрицают, что на записи обвиняемый. Либо утверждают, что его фраза выдернута из контекста, либо, что это вовсе подделка. Чтобы доказать виновность, назначается экспертиза. Сроки проведения разные. Это связано с загруженностью экспертов, да и сама процедура достаточно трудоемка и проходит по регламенту.

- Какие дела Вы могли бы назвать самыми необычными и интересными?

- В этом году, пожалуй, все затмило уголовное дело в отношении ряда сотрудников Уральского филиала Федеральной пассажирской компании. Между ФПК и одной из коммерческих организаций был заключен договор на переоборудование пассажирских вагонов - замену титанов со старых угольных на новые, на пеллетном топливе. Согласно договору, коммерческая организация должна была это сделать за свой счет и своими силами. Однако по факту всю работу проводили сотрудники ФПК, а деньги, которые ФПК заплатила организации, частично возвращались руководству филиала. Мы установили ущерб примерно на 7 миллионов рублей. Дела направлены в суд - какие-то уже рассмотрены, какие-то еще нет.

Отмечу уголовное дело в отношении бывшего начальника одного из отделов Уральского таможенного управления. В ходе следствия было установлено, что для заправки своего личного автомобиля он использовал карту, выданную для эксплуатации служебного транспорта. По приговору суда он был оштрафован на 300 тысяч рублей и уволен из органов.

А заместитель начальника железнодорожной станции Войновка (Тюменская область) получал взятки от грузоотправителей за сокрытие фактов неисправности вагонов. Причем в числе полученного были микроволновые печи. Приговором суда ему назначен штраф в размере 160 тысяч рублей и запрет занимать должности с административно-распорядительными функциями в течение двух с половиной лет.

- Можно ли сказать, что поимка на взятке - это крест на карьере?

- Наличие у человека судимости – само по себе препятствие для поступления на государственную службу. Даже если юридически судимость будет погашена, то кто захочет иметь дела с тем, кто таким образом себя проявил? Государство не может рисковать. Не припомню случаев, чтобы человек был признан судом виновным в получении взятки и потом снова поступил на государственную службу.

Беседовала Алена ИЗМЕСТЬЕВА