"Наркоманов плодить?": Кабанов разнес предложение о заместительной терапии

Внесенное Рудым.

Заявление замдиректора ФСИН России Анатолия Рудого о введении в стране заместительной терапии для наркозависимых всколыхнуло дискуссию о том, благо это или зло.

"Я, может, скажу вещи страшные для человека в погонах, но думаю, что надо вводить для тех, кто стал наркоманом, замещающую терапию, для того, чтобы они не шли, не воровали у своего соседа, у родителей, а получали свою дозу официально в аптеке бесплатно. И таким образом разрушать рынок наркотический", - сказал Рудый на специальном заседании Совета по правам человека при президенте РФ.

Неожиданное предложение замдиректора ФСИН вызвало противоречивые комментарии. Кто-то назвал его "здравой мыслью", отметив, что опиумные наркоманы опасны, когда сами ищут наркотик или деньги на него. Другие выразили надежду, что подобные социальные программы помогут наркозависимым молодым людям. Некоторые россияне предложение раскритиковали: "Еще начните алкоголикам водку бесплатно раздавать", - иронизируют они.

"Это бред полный! Вы готовы платить за наркоманов из своего кошелька?" - возмутился президент фонда "Город без наркотиков" Андрей Кабанов в интервью "Уралинформбюро".

- Те, кто обсуждают предложение Анатолия Рудого, видят в нем рациональное зерно: поскольку доза будет выдаваться бесплатно, покупать ее смысла не будет. А раз так, торговля запрещенными препаратами станет бессмысленной и дилеры "вымрут".

- Мы в этой теме очень давно. Еще в 1990-е годы была программа Сороса по заместительной терапии для наркоманов. Он ее пропихивал во все страны, в том числе у нас. Были попытки узаконить заместительную терапию через Госдуму, но мы сумели убедить, что это подсаживает людей на наркотики. Я употреблял метадон в свое время. Это страшнейший синтетический наркотик, который в несколько раз сильнее героина, и последствия от него гораздо серьезнее.

У него (Рудого - прим. ред.) мотивировка интересная – сокращение преступности. Бред полный! Когда наркоман употребляет, он должен на что-то пить и есть. Значит, государство должно давать ему еще денежки, потому что наркоман никогда работать не будет. Если у него есть наркотики и есть, что пожрать, он должен где-то жить. Значит, ему должны дать квартиру.

По этому пути пошел Израиль в свое время. Наркоман становится на учет, ему платят порядка 600-700 шекелей в месяц, а через 3 года дают однокомнатную квартиру. Ну, зачем я буду работать тогда? Я буду наркоманом!

Скажу больше – когда у него все это будет, ему захочется сходить в хороший клуб. Наркоманы все равно будут воровать и грабить!

Надо бороться с наркотиками, а не давать наркоману шанс прийти и получить дозу бесплатно. Вы представляете, сколько опять будет наркоманов, которые скажут: нормально, мне дадут метадон, и я буду жить и кайфовать. Причем все эти вещи недешевые. Когда заместительную программу Сороса предлагали в России, стоимость одной дозы колебалась от доллара до трех. А у нас наркоманов - мама не горюй. И это все будет делаться на наши с вами денежки! Когда у нас детей больных куча, когда бабушки-дедушки нуждаются в лечении. Вы сами понимаете – чего ради?

- Есть страны, которые применяют заместительную терапию, тот же Израиль. Она не помогла им стабилизировать ситуацию?

- Те страны, которые ее применяли, попали в капкан. Мы были в Крыму два года назад. Там эта проблема на момент присоединения полуострова к России стояла очень остро. Порядка 800 метадоновых наркоманов на учете стояло. Мы разговаривали с главным наркологом Крыма, и он признался, что не знает, что с ними делать - в "наследство" достались серьезнейшие наркоманы.


Кадр из к/ф "На игле" (реж.Д.Бойл).

Поэтому Рудый, думаю, просто не в теме, где-то услышал об этом. Мы сейчас готовим обращение на имя начальника ФСИН и в контролирующие органы.

- Путь либерализации вы отвергаете. Что тогда делать? Вы говорите: "наркоманов у нас - мама не горюй".

- Конечно, в области не так, как было раньше, но проблема есть. Я считаю, для того, чтобы она исчезала, нужно ужесточать - за употребление и за распространение. Хотя у нас за распространение – уже куда больше? Есть пожизненное заключение. Поэтому надо просто в полной мере применять ту законодательную базу, которая есть.

Один пример – Амстердам, где легализована марихуана. Но у них и другие наркотики в свободной продаже. Они как бы не разрешены, но тебя без конца дергают за руку в центре города и предлагают – кокаин, героин, экстези. Рядом стоит полиция, она бездействует. Легализуешь один наркотик, легализуются остальные. Это - путь в никуда

- Но ведь иной раз с ужесточением до абсурда доходит. Вчера многие были возмущены приговором, вынесенным ветерану труда в Перми. Ему дали год условно за мак, выросший на участке. По словам пенсионера, он был уверен, что это сорняк. На суде дедушка плакал.

- Я скажу вам по-уличному – не хавайте! Если я расскажу о той жизни, которой жил, вы вспотеете. Этот дедушка заплакал - он вырастил мак. В советское время, в начале 1980-х годов, мы объезжали всю Челябинскую область, и у нас таких бабушек и дедушек лет по 80 было очень много.

Мы приезжали, мешками покупали у них головки мака для получения в домашних условиях героина, они для нас его и выращивали. Они знали, что мы наркоманы. Поэтому здесь – от лукавого. Все они прекрасно знают. Это - игра на публику. А давайте посмотрим, как жил этот дедушка раньше? "Мама Роза" сейчас выйдет, ей уже 70, она продала тонну героина – и она тоже заплачет. Заплакать может любой – и педофил, которого поймали.

В наше время очень много бабушек и дедушек продавали наркотики. Это сейчас продажи ушли в интернет, а раньше они были на передовой по торговле.

Беседовала Кристина ШАБУНИНА